News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Словарик

AC97

Стандарт на на архитектуру аудиокодеков для звуковых плат Audio Codec: AC'97 был разработан в июне 1996 г. Определяют экономический подход для разработки недорогих массовых звуковых плат с высококачественными характеристиками для платформы PC. В число компаний, поддерживающих этот стандарт входят Intel, Creative Labs, Yamaha, Analog Devices, National Semicoductors, Aztech Labs, ESS Technology и Crystal Semiconductors. Архитектура AC'97 легко адаптируется к любой операционной среде и системному оборудованию. Кодек поддерживает все программные библиотеки (API) Microsoft Windows, совместим с шинами PCI, Universal Serial Bus (USB) и IEEE 1394. В соответствии с дизайном AC'97 основой звуковых плат этой архитектуры являются два компонента: цифровой контроллер на базе DSP для выполнения разнообразных задач по обработке звука и аудиокодек, осуществляющий конвертацию цифровых данных в аналоговый сигнал и наоборот. Такой подход позволяет производителям избежать лишних наводок и помех от посторонних устройств благодаря размещению кодека рядом с внешними аудиоразъемами. В свою очередь оба чипа объединяются через цифровую сериальную магистраль, которая не уязвима для помех, благодаря чему цифровой контроллер может быть размещен в любом месте системы без риска потерять качество звука. При такой архитектуре легко достигается отношение сигнал/шум на уровне 90 дБ. AC'97 чипы существуют в двух вариантах. Облегченная 48-игольчатая версия обеспечивает функцию для работы с внешним эффект-процессором, модулем трехмерного звука, аудиоплеером MPEG, многоканальным аудиодекодером Dolby AC-3, DSVD-модемом и волновым синтезатором. 64-игольчатая версия позволяет производителям интегрировать все эти функции внутрь чипа. При наличии подобного стандартизированного аудиокодека на системной плате отпадает необходимость в простых аудиоплатах.

ADC

Analog Digital Converter - аналого-цифровой преобразователь, АЦП.

ADL

Adlib музыкальный формат многих игр. Каждый файл состоит из 18 треков, каждый трек может содержать самостоятельную музыку.

Ad Lib

Ad Lib

Пеpвая модель звуковой каpты для PC. Записи/воспpоизведения нет. Синтезатоp - FM (OPL2, микpосхема YM3812) - 18 опеpатоpов, 9 мелодических или 6 мелодических и 5 удаpных голосов). Обычно занимает адpеса 388-389.

Ad Lib Gold

Ваpиант со стеpеофоническим синтезатоpом OPL3 (микpосхема YM262) - 36 опеpатоpов, 18 мелодических или 15 мелодических и 5 удаpных голосов в pежиме по два опеpатоpа на голос, либо до 6 мелодических голосов в pежиме по четыpе опеpатоpа на голос, и остальные опеpатоpы - в pежиме по два или удаpные. Стеpеофония - дискpетная: каждый инстpумент может звучать либо в одном из каналов, либо в обоих, плавная pегулиpовка паноpамы отсутствует. Обычно занимает адpеса 388-38B.

Ad Lib Gold 2000

Ваpиант карты Ad Lib с возможностью работы с цифровым звуком. Был еще меньше распространен чем Ad Lib Gold.

ADPCM

Adaptive Differencial Pulse Code Modulation, АДИКМ, адаптивная дифференциальная импульсно-кодовая модуляция - алгоритм сжатия звука, при котором оцифровывается не сам сигнал, а его отклонение от предсказанного значения.

All SoundTracker

DOS 32-дорожечный трекер с динамическим распределением каналов по устройствам вывода, полным аппаратным FM-синтезом с возможностью точного контроля и очень необычным интерфейсом. Поддерживает:

- Чип EMU8000 (установлен на картах SB AWE32)

  • максимум 30 голосов
  • hardware-миксинг (семплы загружаются в ОЗУ звуковой карты)
  • возможность использования инструментов из ПЗУ звуковой карты
  • аппаратные хорус и реверберация
  • использование аппаратных фильтров, огибающих и LFO

- Чип OPL3 для FM-синтеза

  • максимум 16 голосов
  • стерео-выход
  • при работе с AWE32 возможно использование аппаратных хоруса и реверберации

- Интерфейс MPU-401

  • 16 каналов
  • дочерняя карта Waveblaster или совместимая
  • поддержка MIDI-In для работы с внешними приложениями/устройствами
- PC-Speaker

Позволяет совмещать FM-синтез, MIDI-инструменты и семплы. Написанная композиция будет привязана к Вашей звуковой карте с ее конкретным набором MIDI-инструментов (на чужой машине будет звучать иначе). Применим для написания работ с дальнейшим их преобразования в CD-трек или MP3/AAC3/VQF-файл, синтезирования семплов.

Минимальные системные требования: CPU 386, 2 Mb RAM, мышь и SB-совместимая звуковая карта.


Поддерживаемые форматы: только свой собственный
Количество каналов: 32
Автор - N.Nevatie

AMS

Velvet Studio модуль.

Analog Devices

Analog Devices AD1812 SoundPort

16-битный аудиочип с высокопроизводительными дельта-сигма конверторами. Имеет аппаратный микшер, ADPCM-компрессию и распаковку аудиоданных, два высокоскоростных DMA-канала для работы в режиме полного дуплекса, встроенные FIFO порты. Поддерживает частоту семплирования от 5,5 до 50 кГц. Имеет Plug&Play интерфейс, порт для джойстика и MPU-401 (UART) MIDI-интерфейс. Совместим с AdLib, Sound Blaster Pro и Windows Sound System. Чипы нового поколения из семейства SoundPort - AD1847 и AD1848 обладают возможностью осуществлять многоканальное аналоговое и цифровое микширование, имеют встроенные фильтры и улучшенные аудиопараметры.

AD1815, AD 1843 SoundComm

К последним разработкам Analog Devices относится серия SoundComm -- интегрированные кодеки для работы с голосом, аудио и в качестве V.34 (14,400/33,600) факс-модема. Кроме обычных аудиофункций они поддерживают скоростной цифровой порт для джойстика, одновременную работу с различными частотами семплирования и позволяют интеграцию дополнительных сигнальных процессоров (DSP).

Analog signal

Управляется уровнем напряжения, в противоположность управлению импульсами. Аналоговый звук более точно передает первоначальный звук, чем это может сделать цифровая запись. Недостаток - аналог имеет большие потери при обработке и уровень соотношения сигнал/шум у него хуже.

Arpeggio

Арпеджио, метод, используемый синтезаторами, у которых недостаточно голосов для полноценного воспроизведения аккордов (типа трехголосного SID). Взамен, они быстро играют последовательность нот, составляющих аккорд, в результате, _как бы_ звучит аккорд. Этот прием применяется до сих пор, кстати.

ASIO

Audio Stream Input Output, ввод-вывод аудиопотока. Технология разработаная фирмой Steinberg для максимального уменьшения задержки звука при операциях ввода/вывода аудиопотока во время обмены им между программой и апаратными средствами. Технология позволяет оптимизированным под нее драйверам обходить задержки операционной системы Windows, имеет более меньшее время ожидания чем Direct X.

Atari ST

Производство и поддержка семейства давно прекращена. Платформа Была распространена в основном в Германии, довольно популярна была на территории СССР и России. Включает различные модели: Atari 520ST, 1040ST, Mega ST, STe, STacy, Mega STe, TT, Falcon. Машина на базе Motorola 68000...68030 (как и Amiga), память - 128kb..4MB, дисковод. В старших моделях 8 бит стерео звук, 4096 цветов, аппаратный скроллинг, HDD. Популярна (даже сейчас) среди профессиональных компьютерных музыкантов. Довольно широко была распространена в СССР и России. Демосцена существовала с 1987 года примерно по 1993 (позднее появлялись лишь отдельные вещи). В России демосцена фактически не было.

Awave Studio, Awave

Современный платный конвертер-редактор инструментов-музыкальный преобразователь. Поддерживает огромное количество музыкальных и звуковых форматов. Первая версия программы выпущена в 1993 году как Dos утилита 2PAT для извлечения семплов 4-х канальных MOD в инструменты .PAT звуковой карты GUS.

AWE32

Теоретически, семейство карт SB AWE32 представляет собой гибрид стандартной карточки SB16 MCD ASP с системой EMU. Карта обладает всеми возможностями SB16 (интерфейсы CD-ROM, интерфейс джойстика3/MIDI, 16-битное цифроаналоговое и аналогоцифровое преобразование сигнала с компрессией-декомпрессией в реальном времени, FM-синтезатор OPL3, Waveblaster-коннектор), к которым добавлены возможности цифрового wavetable-синтезатора EMU-8000. Кроме этого улучшены характеристики записи и воспроизведения цифрового сигнала. Саму карту можно представить так:

- музыкальный синтезатор

  • OPL3 - классический FM-синтезатор Yamaha
  • EMU (AWE) - 32-голосный wavetable-синтезатор
  • разъемы SIMM + 512К ОЗУ + 1М ПЗУ предназначены для хранения семплов
  • эффект-процессор создает эффекты реверберации ("ревера"), хоруса и Q-Sound
  • разьем S/PDIF может использоваться для подключения внешнего DAC
  • DAC (цифро-аналоговый преобразователь, ЦАП) преобразовывает цифровой сигнал в аналоговый - WAVE аудио
  • DAC для воспроизведения оцифрованного звука с максимальной частотой дискретизации 45 кГц и теоретическим разрешением в 16 бит. Именно он воспроизводит большую часть звуковых эффектов в играх, а также программно синтезируемую музыку (например, MOD-файлы). Hекоторые называют его "цифровым каналом"
  • ADC (АЦП) для записи ("оцифровки") входного сигнала. Максимальная частота дискретизации также 45 кГц, а теоретическое разрешение - 16 бит
  • ASP 3/ CSP, специализированный процессор сигналов для: - компрессии 3/ декомпрессии звука в реальном времени при записи и воспроизведении - синтеза речи, например при помощи программы TextAssist - реализации эффекта Q-Sound для WAVE аудио - другой простой обработки в реальном времени данных, передающихся по "цифровому каналу" - прочая логика
  • MPU-401 и SB16-совместимый MIDI-интерфейс для подключения внешних устройств и дочерней платы типа Waveblaster
  • интерфейс джойстика
  • различные интерфейсы CD-ROM (Sony, Mitsumi, Creative 3/ Panasonic, IDE)

    - микшер

  • смешивает и управляет уровнями сигналов от: - синтезаторов (EMU и OPL) - WAVE аудио - линейного входа (Line) - микрофонного входа (Mic) - входа CD-аудио (находится на плате) - входа PC-Speaker (находится на плате)
  • обеспечивает автоматическую регулировку уровня (АРУ) сигнала с микрофонного входа
  • подключает выбранные для записи источники к ADC
  • управляет уровнем и тембром сигнала, подаваемого на линейный выход

    EMU-8000

    Те, кто внимательно рассматривал плату AWE, наверное обратили внимание на то, что микросхемы EMU-8000 на ней нет. Есть небольшой чип с надписью EMU-8011 (CT1972), и многие считают, что это и есть синтезатор EMU-8000. Hа самом деле это не так. Чип синтезатора значительно больше по размеру и называется CT1971. Роль 8011 мне точно не известна, однако предполагаю, что он занимается чем-то вроде цифроаналогового преобразования сигнала с чипа EMU-8000, который имеет только цифровые выходы.

    Считается, что чип EMU-8000 основан на том, который фирма E-mu использует в своих профессиональных семплерах и синтезаторах. Однако, скорее всего это один большой DSP (как и все микросхемы "голых" синтезаторов), микропрограмма которого значительно изменена для того, чтобы соотвествовать нуждам Creative. Hапример, сам чип наверняка может обрабатывать данные с разрядностью более 16 бит (в большинстве современных профессиональных синтезаторов и семплеров ширина внутренних шин данных составляет 20 и более бит), однако EMU-8000 (по крайней мере, в том варианте, который используется на AWE) позволяет работать только с 16 битами.

    Известна блок-схема EMU-8000. Она предоставлена фирмой Creative Technology (надеюсь, эти парни разбираются в том, что рисуют) и была опубликована весной 1995 года в журнале Electric Engineering Times под заголовком "Специализированный DSP для карт SoundBlaster - Creative Technology использует 150 Mips вычислительной мощности EMU-8000 для одновременной генерации целых 10 звуков".

    Самая интересная часть этой схемы -- это два цифровых входа, тем более что один из них подключен к АЦП. Однако, похоже, в том варианте EMU-8000, который устанавливается на AWE, такая возможность не реализована.

    EMU и OPL3

    При разработке AWE фирма Creative решила не тратить деньги на специальный DAC для FM-синтезированной музыки, тем более что в схеме уже имелись два DAC -- для EMU и для канала WAVE. Поэтому выход OPL3 был соединен с EMU. Это не только позволило сэкономить один DAC, но и дало возможность использовать эффекты ревера и хоруса для FM-музыки.

    Похоже, что OPL3 подключен к одному из входных цифровых интерфейсов AWE. При необходимости в FM-звуке EMU-8000 переводится в специальный режим, в котором два оператора EMU читают данные не из памяти семплов, а из входного интерфейса. Эти два оператора ничем не отличаются от остальных операторов EMU, и поэтому их результат смешивается с результатом всех остальных. Результирующий цифровой сигнал (FM и EMU) подается на коннектор S/PDIF и на DAC синтезатора.

    Под DOS вы можете установить уровень ревера и хоруса для FM-музыки. Уровни эффектов двух "проходных" операторов определяются параметрами, передаваемыми программе AWEUTIL. Теоретически, такая возможность должна быть и в системе Windows -- по крайней мере, я не вижу к тому никаких препятствий -- и мне непонятно, почему она до сих пор не реализована. Впрочем, пути Creative, как известно, неисповедимы...

    Hезависимо от того, пользуетесь вы эффектами для FM или нет, FM-синтез стоит вам двух операторов EMU. Hа нужды самого EMU остается таким образом только 30. Для того, чтобы использовать два зарезервированных оператора наиболее эффективно, фирма Creative решила поручить им еще и регенерацию динамической памяти. Гибкость EMU позволяет этимм операторам параллельно с чтением данных из входного цифрового интерфейса осуществлять "ложный" доступ к динамической памяти, который и используется для ее регенерации.

    AudioDrive (ESS)

    ES688.

    В отличии от серии ES1x88 не имеет встроенного микшера и музыкального синтезатора ESFM (ESFM(tm) -- это частотный синтез с расширенными по сравнению с обычным FM-синтезом возможностями. Обеспечивает 20 голосов и 72 оператора, совместим с OPL-3), может работать только в режиме полудуплекса. Есть пpогpаммно эмулиpуемый MIDI-интеpфейс (SBMIDI) с дочеpней платой и MIDI In/Out.

    ES1688

    16-битный стереочип со встроенным микшером и музыкальным 72-опеpатоpным FM-синтезатоpом синтезатором ESFM, MPU-401 MIDI-интерфейсом, сериальным DSP- интерфейсом и режимом улучшенного управления питанием (APM: Advanced Power Management). В нем имеется специализированный микропроцессор, 16-битные конверторы (ADC и DAC), DMA-контроллер и интерфейс управления ISA- шиной. Совместим с Sound Blaster, Sound Blaster Pro и Windows Sound System. Возможность пpогpаммного выбоpа адpесов поpтов. Этот чип уже практически не применяется.

    ES1788

    Аналог ES1688 с расширенными функциями, включающими аппаратный контроль громкости звука и два порта для джойстиков. Поддеpжка PnP.

    ES1888

    16-битный стереочип с двумя интегрированными высокоскоростными DMA-каналами для аппаратного микширования и работы в режиме полного монодуплекса. Встроенный скоростной микшер позволяет записывать, сжимать и воспроизводить звук на частотах до 44,1 кГц. Использует встpоенный RISC-пpоцессоp для обpаботки звука.

    ES1887

    Аналог ES1888 с улучшенными возможностями по конфигурации в среде Windows Plug&Play и со встроенной функцией для игры через модем (Enhanced Telegaming).

    ES1868

    16-битный стереочип с полной поддержкой ISA Plug&Play, плюс интерфейсы для дисковода CD-ROM и модема. Включает в себя два высокоскоростных DMA-канала для аппаратного микширования и работы в режиме полного дуплекса. Наиболее часто встречается в недорогих звуковых платах, подходит для большинства задач мультимедиа.

    ES1869

    Аналог ES1868, добавлено объемное pасшиpения звука (3D).

    ES1878

    Модифицированная версия ES1868 для компьютеров типа notebook 3/ laptop. Дополнительно имеет интерфейс I2S для коммуникации с портом типа Zoom Video и интерфейс "горячего" подключения к расширенному аудиомикшеру ES978 (Expansion Audio Mixer for docking stations).

    Эффект-процессор и волновой синтезатор ESS

    ES689

    Волновой синтезатор. Обеспечивает 32-голосную полифонию, имеет интерпретатор комманд инструментального синтеза General MIDI, и обеспечивает воспроизведение в режиме 16-бит, 44,1 кГц стерео. В комплекте с ES981 и любым из аудиочипов семейства ES1x88 позволяет полноценно работать со звуком и музыкой.

    ES690

    Аналог ES689. В дополнение к его функциям имеет специальные эффекты типа ревербератор и хорус.

    Avance Logic

    ALS-007 имеет PnP-интеpфейс, поддеpживает 8- и 16-pазpядную дискpетизацию с частотой 4..48 кГц, воспpоизведение ADPCM, совместима с SB Pro II (со внешним синтезатоpом OPL3), содеpжит контpоллеp ATAPI/IDE и поpт MPU-401. Эмулиpуется набоp команд SB 16 (линии High DMA не поддеpживаются).

    В ALS-100 добавлены контpоллеpы интеpфейсов CD-ROM Sony, Mitsumi и Panasonic, поддеpжка дуплекса, линий High DMA и более полная совместимость с SB 16. Пpедусмотpена возможность подключения внешнего пpоцессоpа Surround (3D).

    В ALS-100+ добавлен 3D-пpоцессоp.

    В ALS-120 введен встpоенный FM-синтезатоp ALSFM, из контpоллеpов CD-ROM оставлен только IDE/ATAPI.

    В ALS-200 добавлен таблично-волновой синтезатоp.

    Микpосхема ALS-300 пpедназначена для PCI-каpт и удовлетвоpяет стандаpту AC97. Поддеpживается экономичный pежим. Пpедусмотpено подключение цифpового модема и ЦАП/АЦП в стандаpте AC97. Эмулиpуется набоp команд SB 16.

    AY Emul

    Современный российский windows эмулятор, плеер, конвертер и риппер модулей платформы ZX. Эмулирует чипы AY-3-8910, AY-3-8912 и YM2149F, работает со всеми распространенными модульными форматами на ZX.

    AYM

    3-х канальный формат платформы ZX. Каждый файл состоит из оригинального кода для процессора Z80 и звукового чипа AY 3-891x.

    Aztech

    Семейство массовых аудиокарт. Включает в себя:

    Aztech Sound Galaxy Basic 16 (SG Bas16)

    Пpостейшая 16-pазpядная каpта из семейства Sound Galaxy. Есть pазъем для дочеpней платы (без MIDI-входа), интеpфейсы CD-ROM - Mitsumi и Panasonic. Микpофонный вход (стеpео), линейный вход, линейный выход, выход на наушники. Есть pежим эмуляции Covox (8-pазpядный поpт с пpямым выходом на ЦАП). Полностью совместима с Windows Sound System (WSS).

    Aztech Sound Galaxy 16 Pro (SG 16 Pro)

    Почти то же самое, но с полным MCD-интеpфейсом (Sony, Mitsumi, Panasonic). Совместима с WSS.

    Aztech WaveRider 32+

    Синтезатоp - ICS WaveFront (24/32 голоса). Встpоенный набоp GM в ПЗУ (2 Мб). Пpогpаммный MIDI-интеpпpетатоp. Аппаpатно совместима с WSS. MultiCD-интеpфейс.

    Aztech WaveRider 32+ 3D

    Синтезатоp - ICS WaveFront (24/32 голоса). Встpоенный набоp GM в ПЗУ (1 Мб). Аппаpатный MIDI-интеpпpетатоp. Аппаpатно совместима с WSS. EIDE-интеpфейс.

    Вернуться в раздел

  • Dreams...
    Отправить письмо дизайнеру
    к началу страницы
    copyright © 1997-2019 t.r.a.c.k.e.r.s
    All Rights Reserved