News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Железо

Звуковые карты Turtle Beach Multisound

Tahiti была наиболее популярной и долгоживущей в спектре профессиональных звуковых карт фирмы Turtle Beach Systems (TBS, tbeach.com, turtleb.com). Выпущенная в самом начале 90-х, она продержалась до 96 года, долгое время оставаясь на высоте по соотношению качество/цена и привлекая пользователей отличными для того времени техническими данными:

  • Разрядность звука — 8/16 (ЦАП/АЦП типа sigma-delta, с 64-кратной передискретизацией, 18-разрядный ЦАП с интерполяцией)
  • Частота дискретизации — 11.025, 22.05, 44.1 кГц
  • Количество каналов — 2 (один стереоканал)
  • Сигнальный процессор — Motorola 56001 (20 миллионов операций в секунду, 24-разрядная магистраль)
  • Уровень шума — -85 дБ
  • Коэффициент гармоник — 0.02%

    Из прочих свойств можно упомянуть наличие разъема для дочерней платы, подходящего для полноразмерных плат (Creative Wave Blaster, Yamaha DB50XG), двухпортового MIDI-интерфейса (внешнего и для дочерней платы), двух входов — Line In и Aux In, независимо выбираемых в микшере, и линейного выхода. Все входы и выходы — аналоговые, ввод/вывод цифровых сигналов Tahiti не поддерживает.

    MIDI-интерфейс Tahiti полностью совместим с Roland MPU-401 в режиме UART (простой приемопередатчик) и содержит встроенную оптронную развязку, так что на 9-контактном разъеме типа D-Sub присутствуют уже "честные" сигналы токовой петли, а не ТТЛ, как в большинстве звуковых карт. Прилагаемый в комплекте переходник имеет три стандартных MIDI-разъема — In, Out и Thru. Интерфейсы имеют промежуточные буферы достаточного объема — случаев потери сообщений, как в простых картах, здесь практически не бывает.

    Архитектура интерфейса Tahiti с центральным процессором компьютера носит название Hurricane. В отличие от большинства карт, общение ЦП с которыми реализуется при помощи набора регистров и в ряде случаев — прямого доступа к памяти (DMA), Tahiti использует участок общей памяти, отображаемый в верхние адреса (C000, C800 и т.д.), через который идет обмен записываемыми и воспроизводимыми данными. При работе по шине ISA это дает заметное увеличение эффективности практически при тех же накладных расходах. Однако за счет своей архитектуры карта совершенно несовместима с другими линиями звуковых карт — Sound Blaster или Windows Sound System (WSS), и не поддерживается в программах и играх под DOS.

    Специально для Tahiti была разработана программа Quad Studio с возможностью поочередной записи и одновременного воспроизведения до четырех моноканалов. На фоне полного отсутствия таких программ для PC в начале 90-х это было воспринято с большим энтузиазмом, а некоторым даже дало повод называть Tahiti "многоканальной картой", однако сейчас существует несколько универсальных и популярных многоканальных программ — SAW, Samplitude Studio, Cool Edit Pro, DDClip и т. п., поэтому необходимости в менее удобном и сильно ограниченном Quad Studio сейчас нет.

    Сигнальный процессор 56001, изначально предназначенный для обработки звука в реальном времени, в результате так и не нашел спроса и не был задействован стандартными драйверами. TBS выпустила комплект разработчика (Software Development Kit — SDK) с описанием команд процессора и примерами программирования, однако о существовании каких-либо программ, сделанных на его основе, пока неизвестно.

    По результатам субъективных тестов можно заключить, что технические параметры Tahiti реально близки к указанным в спецификации — уровень шума действительно низок, а в целом звук достаточно чист и прозрачен. Разумеется, уровень шума и качество звука заметно зависят от исполнения системной платы и блока питания, однако в случае Tahiti это влияние выражено гораздо слабее, чем в большинстве недорогих карт. Однако на некоторых современных системных платах — например, ASUSTeK TXP4 — Tahiti по неизвестной причине не работает.

    На основе Tahiti выпускался комплект Multisound Monterey, включающий дочернюю плату Turtle Beach Rio, выполненную на синтезаторе ICS WaveFront (2115) и содержащую набор из 4 Мб весьма качественных тембров General MIDI, впоследствии перенесенных на Tropez Plus.

    В середине 90-х TBS сняла Tahiti с производства, однако вскоре по многочисленным просьбам возобновила выпуск небольшими партиями, продолжавшийся до середины 96 года, когда на смену ей была выпущена карта Fiji.

    Fiji разработана "по следам" Tahiti — она также имеет Hurricane-архитектуру, сигнальный процессор Motorola (теперь уже 56002), два линейных входа и разъем для дочерней платы. Однако и ЦАП и АЦП, и весь цифровой тракт сделаны 20-разрядными со 128-кратной передискретизацией (DSP по-прежнему имеет разрядность 24), а частота дискретизации увеличена до 48 кГц с возможностью плавного изменения. Карта поддерживает дуплексный режим (Full Duplex) с одновременными записью и воспроизведением. Сделана поддержка режима Plug & Play, добавлен микрофонный вход (динамический либо электретный микрофон). MIDI-интерфейс выполнен в стандарте SBMIDI, как у большинства других карт, и допускает также подключение джойстика. Уровень шума снижен до -97 дБ. Как и Tahiti, Fiji несовместима с другими линиями карт и не поддерживается под DOS. Увы, для процессора 56002 пока тоже нет никакого программного обеспечения.

    Заметное новшество в Fiji — разъем для дополнительной платы интерфейса S/PDIF, позволяющей напрямую вводить и выводить из компьютера звук в цифровом формате без какой-либо потери качества. Интерфейсная плата поставляется в комплекте со скобой, содержащей два разъема RCA (тюльпан) — In и Out, которая устанавливается на заднюю панель компьютера рядом с крепежной скобой самой Fiji. Кабель от этих разъемов подключается к двум свободным контактам рядом с перемычками режима микрофонного входа, либо сами перемычки могут быть переставлены на эти контакты, и тогда микрофонный вход превращается в цифровой вход/выход, куда при помощи переходника могут подключаться стандартные для S/PDIF разъемы RCA.

    20-разрядный режим Fiji поддерживают не все программы (на данный момент — только Steinberg WaveLab), поэтому обеспечивается и традиционный 16-разрядный режим с округлением значений самплов при записи и интерполяцией — при воспроизведении.

    Карта Pinnacle представляет собой копию Fiji, дополненную таблично-волновым синтезатором Kurzweil MA-1, разработанным по технологии V.A.S.T. (Variable Architecture Synthesis Technology — технология синтеза с изменяемой архитектурой). Синтезатор имеет 32-голосную полифонию, многослойную и многозонную структуру тембров, 4-мегабайтный набор тембров General MIDI, сжатый в ПЗУ объемом 2 Мб, два разъема под 72-контактные SIMM (FPM, однобанковые, 60 нс), и поддерживает до 48 Мб ОЗУ для загрузки тембров. Из-за невозможности установки двухбанковых модулей (а продающиеся в России модули на 8 и 32 Мб в подавляющем большинстве именно таковы) реально достижимый объем ОЗУ составляет 32 Мб. Изредка карта "понимает" и некоторые типы модулей EDO, однако большая часть таких модулей в ней не работает.

    Термин "изменяемая архитектура" отражает основную концепцию современных синтезаторов Kurzweil: в отличие от жесткой аппаратной или микропрограммной архитектуры большинства синтезаторов, содержащей фиксированное количество генераторов огибающей, LFO и фиксированные же способы управления ими, MA-1 позволяет программировать не только поведение различных блоков, но и саму их структуру. Каждый блок имеет несколько входов и один выход, работающие с числами в диапазоне от -1 до +1, состоящем из 128 дискретных значений. Существует пять типов блоков:

  • Модуляторы — "интеллектуальные" блоки, работающие по некоторому алгоритму.
  • Различается три вида модуляторов — генератор огибающей, генератор LFO и генератор функции. Первые два вырабатывают стандартные для блоков этого типа сигналы, а генератор функции вырабатывает результат ряда операций над входами — сумму, разность, наибольшее значение, ограничение, прореживание во времени, косинус и т. п. Каждый слой имеет свой набор модуляторов, и дополнительно имеется еще один общий набор.
  • Канальные контроллеры и переключатели — Pitch Bend, Modulation, Expression, Sustain — первые 16 номеров для первых и 4 — для вторых (0..15 и 64..67).
  • Общие параметры канала — давление в канале, номера низшей, высшей и последней нажатой клавиши, количество нажатых клавиш и т. п.
  • Параметры текущей ноты — номер, скорость нажатия и отпускания, режимы звучания и т. п.
  • Константы — фиксированные числа в диапазоне -1..1.

    Описанные типы блоков можно порождать в различных количествах и произвольно соединять между собой. Для подключения каждого входа используются так называемые описатели коэффициентов (Coefficient Control Descriptor — CCD), задающие модулятор, подключаемый ко входу, и линейный коэффициент (множитель и слагаемое), определяющий смещение и глубину влияния модулятора на заданный вход. Дополнительно в каждом слое может быть включен управляемый фильтр, работающий в различных режимах — пропуск низких или высоких частот, резонанс со срезом ВЧ, добавление синусоиды, пилы или шума. На выходе синтезатора включен эффект-процессор, реализующий эффекты Reverb и Chorus с общим алгоритмом и раздельно управляемой глубиной в каждом канале.

    Предоставляемые MA-1 возможности, вместе с многослойной и многозонной структурой тембров, не так просты для понимания даже искушенным пользователем, поэтому даже при помощи удобного интерфейса редактора тембров (Pinnacle Patch Editor) их создание "с нуля" весьма проблематично. К счастью, уже существует ряд компакт-дисков с банками тембров, а последние версии популярной программы AWave поддерживают формат PBF (Pinnacle Bank File), позволяя использовать банки других синтезаторов. Разумеется, звучание при этом в большинстве случаев будет различным из-за отличий в архитектуре, и потребует ручной доводки.

    Осталось добавить, что синтезатор Pinnacle имеет прямое цифровое соединение с общим звуковым трактом карты. Это дает возможность непосредственно, без двойного преобразования, как в большинстве карт, записывать звучание на винчестер для последующего сведения. Выбор цифрового канала синтезатора осуществляется в микшере пунктом "Digital Synth"; частота дискретизации при этом должна быть равной 48 кГц.

    Субъективное тестирование Fiji и Pinnacle показало, что они несколько более чувствительны к качеству блока питания и системной платы, чем Tahiti, но при работе с хорошей платой и БП параметры звука почти не отличаются от приведенных в спецификации.

    Евгений Музыченко, music@welgas.nsk.su, music@spider.nrcde.ru
    Лаборатория "Системы мультимедиа" (MSG)
    НТК "Велгас", Новосибирск, тел. (3832) 21-61-64, 17-38-17
    Специально для журнала Техно-Collection

    Вернуться в раздел

  • Dreams...
    Отправить письмо дизайнеру
    к началу страницы
    copyright © 1997-2019 t.r.a.c.k.e.r.s
    All Rights Reserved