News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Железо

Звуковая карта Sound Blaster Live!

Недавно мы с другом записывали очередную песню и я, устроив неудачное подключение всяких синтезаторов, эмуляторов и микрофонов, безвозвратно спалил входы на аудиокарте. Надо сказать, что Sound Blaster AWE64, который я приобрел довольно давно, меня вполне устраивал — и в играх, и для трекеров и для прочих занятий. Поэтому сперва я настроился на то, чтобы сдать карту в ремонт и, пока мастера исправляют результаты рук моих неровных, мне дадут на время аналогичную платку.

Я собрал в коробку весь комплект, захватил немного денег и направился в фирму. Там ко мне сразу же пристал местный энтузиаст звуковых технологий, мой знакомый. Он пристально осмотрел моего погорельца, подумал и с очень умным лицом глубокомысленно заявил:
- Эк вы, батенька, постарались... Только думаю я, что не нужен твоему бластеру ремонт. Играть-то он играет?
"Угу", сказал я.
- Ну и отдай его кому-нибудь. Купи новый.

В руках мгновенно появился прайс, начался нелегкий выбор. Через некоторое время, заинтересовавшись нашей беседой, к выбору присоединились еще два человека из этой же фирмы и несколько посетителей. Каждый тыкал пальцем в строчку, где были прописаны различные аудиокарты. Поначалу остановились на трех: "крутая карта, поверь" за $110, "миди у него вообще супер" за $88 и "обалдеть, бери" за $60. Все более дешевое я пропустил, согласившись с шипящими и фукающими звуками моих помощников.

Итак, я сразу отбросил дорогие Тропезы (ну не хочу я тратить столько денег, занимаясь написанием трекерных модулей и лишь изредка больших произведений) и увидел слово Live. Так как фирма Creative знакома мне не только по словам, я выложил 60 долларов за эту самую карту. И был день один и была карта корректно установлена.

Да, никаких проблем с драйверами не было — все установилось нормально и сразу же заработало. Первым делом меня заставили изучить возможности бластера в буквальном смысле слова, "по-наслышке". То есть я сидел и слушал звуки, выдаваемые всякими процессорами карты.

Что мне сразу очень понравилось, это Environmental Audio. Говоря проще, это более навороченный, да к тому же аппаратный WaveSynth от AWE. Говоря же еще проще, эта штука накладывает в реальном времени различные эффекты на звук, поступающий с входов и выходов. Эффекты старые и привычные — reverb, chorus, flanger, phase shifting и прочее. Например, я включаю "Male to Female", говорю что-нибудь в микрофон и слышу свой же голос на три тона выше. Забавный звук получается, надо сказать (эффект phase shifting). Кстати, если вы не любите своего босса, то можно позвонить ему в офис и каким-нибудь грудным мужским басом — эффектов на выбор много — обозвать его всякими нехорошими словами. Пусть потом сидит и гадает.

Собственно говоря, технологии Environmental Audio больше подходят для игр. В Unreal Tournament играть стало намного веселее, когда ты слышишь противника, бегущего сзади, сверху или со всех сторон сразу. Для этого надо прибавить количество колонок вокруг компьютера (штуки четыре) и еще привыкнуть о них не запинаться.

Количество голосов у Live по сравнению с 30 каналами AWE — 1024 штуки. Осталось только написать трекер с тем же количеством каналов или переписать Импульс. А вот с Импульсом была некоторая проблема. Поначалу он вообще отказывался работать в Дос, ссылаясь на отсутствие какой-либо аудиокарты. Впоследствие эту проблему я преодолел, привыкнув запускать Impulse Tracker через Windows. С FT возился чуть дольше, пока случайно не уткнулся в опцию "Old SB Emulation".

Очень радует объем памяти под семплы МИДИ-синтезатора — 32 магабайта. И совсем не надо пихать лишние Simm'ы и Dimm'ы на плату — Лайв использует для них оперативную память компьютера. А это дает большие возможности. Раньше мы как обычно микшировали модули? Писали поканально из импульса, обрабатывали в SoundForge и там же сводили. А здесь предлагают вариант микшировать аппаратно. Сконвертировать модуль в МИДИ-формат, поправить все нотки в секвенсоре, подлинковать заранее подготовленные семплы и через хороший такой процессор EMU10K все это дело записать. Звук, мне думается, получится еще более приятным. Хотя... кому как удобнее.

Насчет уровня шума — а шут его знает. Если промыть уши раствором щелочи, водки и скипидара, да после этого подключить слуховой аппарат через 1000-ваттный усилитель, то, возможно, вы услышите некоторые шумы и сделав жутко страшную гримасу, непременно заявите о их недопустимости и о том, откуда растут руки и манипуляторы в фирме Creative. Я же заявляю, что уровень шума Live вполне нормальный, во всяком случае, ниже чем у AWE.

Хотел бы сказать тем, кто отрицает некоторые возможности Лайва. 3D-звук у него действительно есть, есть поддержка EAX, есть пятиканальный выход и прочие игровые приблуды. К сожалению, у нынешних драйверов еще множество багов, которые, например, меня уже совсем замучали — при работе с Фотошопом и одновременным проигрыванием музыки в Winamp, последний шипит и щелкает. Правда, этот эффект возникает только если шоповский файл в 300 DPI и видеокарта у вас серии S3 Virge/V+/v64 — драйвера у них плохие. Но это не страшно и не всем помешает. Иногда Лайву не нравятся проигрываемые через Cool Edit Pro или Winamp wave-файлы с частотой 48 килогерц. Опять же виноват мой старенький PC. У Creative помощи просить? Знаю что ответят: обновите систему...

Второе, от чего приходится страдать — это глюкавая эмуляция SB16 в Дос. Половина старых игр вешается сразу, другая половина вешается во время работы, а любимая Wrestlemania просто не пускается. А под windows никак... Решение пришло через пару дней. Просто надо иметь две карты — SB Live! и еще какую-нибудь карту под ISA, попроще. Лайв ни с кем не ссорится и нормально существует в двух и более -картной системе.

Заключение: карта хорошая, для трекерщика вполне подходит. Просто осталось дождаться новых трекеров, реализующих возможности Live. И есть ли вариант "дешевле, но лучше"?

© Булавин Максим, 15.01.2000

Вернуться в раздел

Dreams...
Отправить письмо дизайнеру
к началу страницы
copyright © 1997-2024 t.r.a.c.k.e.r.s
All Rights Reserved