News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Железо

Звуковые карты DB50XG и SW60XG

Разработанный в 1994 году фирмой Yamaha стандарт XG (eXtended General — расширенный единый) для музыкальных MIDI-систем произвел фурор в музыкальном мире. Впервые в одном MIDI-стандарте были объединены три важнейших качества музыкального инструмента: богатый набор тембров, тонкое управление их параметрами и мощные эффект-процессоры. Ранее эти качества приходилось сочетать при помощи различных инструментов и модулей обработки; XG позволяет реализовать все это в одном инструменте и вдобавок обеспечивает совместимость таких инструментов между собой.

Более ранний стандарт GS, разработанный в 1991 году фирмой Roland, тоже предусматривал совместимость инструментов по тембрам и способам управления, однако набор тембров GS включает всего около 220 тембров против более чем 700 в XG, и не предоставляет таких обширных возможностей по настройке параметров звучания и обработки. Фактически XG является расширением GS, поддерживает многие из его возможностей и во многом совместим с ним по набору управляющих команд (MIDI-контроллеров и NRPN).

Компьютерная дочерняя звуковая плата DB50XG, выпущенная Yamaha в 1995 году, стала настоящим мировым бестселлером. При чтении списка возможностей анонсированной платы, в которой реализован только основной уровень XG — Level 1, у знатоков поначалу возникали мысли о розыгрыше — такого в истории компьютерных карт попросту никогда не было, а при взгляде на цену, которая вначале была где-то около $200, эти мысли перерастали в уверенность, однако Yamaha ровным счетом ничего не преувеличила в анонсе — плата действительно имеет все перечисленное, а именно:

  • 676 мелодических и 21 набор ударных тембров (480 и 11 — в режиме XG, 579 и 10 — в режиме TG300B) в ПЗУ объемом 4 Мб;
  • 32-голосная полифония;
  • возможность использования нескольких каналов ударных;
  • полностью управляемые параметры тембров — атака, затухание, расстройка, чувствительность к скорости нажатия, модуляции по частоте, амплитуде и т.п.;
  • управляемый резонансный фильтр в каждом MIDI-канале;
  • три управляемых эффект-процессора — Reverb (11 алгоритмов), Chorus (11 алгоритмов) и Variation (42 алгоритма); процессор Variation реализует эффекты Delay, Echo, Flanger, Phaser, Auto Pan, Distortion, Wah-Wah и т.п.;
  • 18-разрядный ЦАП на выходе;
  • уровень шума — -96 дБ, практически не зависящий от качества системной платы и блока питания

DB50XG — дочерняя плата, то есть присоединяется к ряду обычных звуковых карт при помощи 26-контактного разъема, который обычно называют "разъемом типа WaveBlaster". Однако для установки платы подходят далеко не все модели карт — в одних нет этого разъема, в других он расположен слишком низко или повернут вертикально (DB50XG имеет размеры 14 x 9 см и нормально встает только на так называемую полновысотную карту типа Creative Sound Blaster 16 или AWE32, ASUSTeK I-A16C, Turtle Beach Fiji, Pinnacle или Montego. Сочетание DB50 с AWE32 с самого начала было признано идеальным для недорогой домашней студии.

DB50XG собрала в 1995 году практически все мыслимые призы в области компьютерных звуковых плат, неизменно пребывая в качестве "Редакция советует", и к 1998 году ничуть не потеряла своей популярности. В мире по-прежнему не существует звуковой платы с таким сочетанием качества, возможностей и цены. А некоторые умельцы вдобавок делают из нее автономный звуковой модуль, снабдив корпусом, источником питания и MIDI-интерфейсом, после чего такой модуль по качеству звука ничем не уступает MU10 и может использоваться в профессиональной студии или на концерте. Другие умельцы снимают с одной из микросхем платы цифровой сигнал в формате S/PDIF, чтобы подать его на качественный студийный преобразователь или напрямую записать на DAT-магнитофон, не потеряв при этом в качестве звука.

Чуть позже DB50 Yamaha выпустила расширенный вариант — музыкальную карту SW60XG, которая уже была самостоятельной и устанавливалась в разъем шины ISA, а также содержала дополнительный вход для звукового сигнала (микрофонный и линейный), подаваемого на эффект-процессоры. Таким образом, помимо исполнения MIDI-музыки, эта карта может накладывать на проходящий звуковой сигнал любую комбинацию эффектов трех процессоров — как простую реверберацию, так и фленжер или гитарные эффекты Overdrive/Distortion/Wah-Wah. Кроме этого, в SW60 добавлен еще один алгоритм эффекта Variation — Pitch Shift (сдвиг высоты), при помощи которого можно, например, говорить забавным "мультяшным" голосом прямо через микрофон.

В числе других расширений SW60 можно упомянуть блок подавления голоса (Voice Cancellation) во входном сигнале, предназначенный для получения эффекта "караоке" (минус один). Однако алгоритм работы этого блока чрезвычайно прост, так что качественным полученный звук назвать трудно — эта возможность предназначена скорее для развлечения, чем для работы.Надо заметить, что карта SW60XG является чисто музыкальной — то есть, может только исполнять музыку по MIDI-командам. Ни системы записи/воспроизведения цифрового звука, ни внешнего MIDI-интерфейса эта карта не имеет, отчего называется Add-On Card (дополнительная карта). DB50XG также не имеет ни того, ни другого, но уже просто в силу своей дочерней конструкции.

Обе платы имеют один и тот же таблично-волновой синтезатор — AWM2 (Advanced Wave Memory), позволяющий объединять в одном тембре до двух элементов (слоев), и одинаковый набор тембров в ПЗУ. Тембры организованы в банки по вертикальному принципу: в основе лежат 128 тембров General MIDI (нулевой банк), а над ними в дополнительных банках располагаются остальные тембры, причем вариации основных тембров лежат на одной вертикали над ними (номер тембра в банке у них совпадает). Эта система, помимо удобной организации тембров, улучшает совместимость при расширении их количества — вместо отсутствующего в вышележащем банке тембра акустического инструмента будет звучать близкий к нему тембр General MIDI, что сведет к минимуму различия в звучании — на месте тромбона никогда не зазвучит клавесин или что-либо вроде этого.

Однако все эти прелести остались бы не более, чем одним из многих стандартных наборов тембров, если бы не допускали произвольного вмешательства практически во все параметры звучания. Во-первых, кроме основных MIDI-контроллеров, управляющих громкостью, панорамой и глубиной модуляции, синтезатор поддерживает контроллеры Portamento, Sostenuto, Attack, Release, Brightness и Harmonic Content. Portamento позволяет организовать глиссандо — плавное скольжение тона от ноты к ноте. Педаль Sostenuto работает аналогично Sustain, но "защелкивает" только избранные ноты — например, аккорд, на фоне которого затем можно играть обычными короткими нотами. Attack и Release управляют временем атаки и концевого затухания звука, позволяя на ходу превратить рояль в подобие своеобразной скрипки, или из тембра с коротким звучанием сделать долгие, "зависающие" звуки. Последние два контроллера управляют частотой среза и глубиной резонанса фильтра — с его помощью можно приглушить яркий или озвончить тусклый тембр, а при умелом управлении в реальном времени фильтр вообще может выделывать чудеса ("квакающая" гитара — одно из самых простых его применений).

Помимо обычных MIDI-контроллеров, синтезатор откликается на два десятка NRPN. Тут и параметры вибрато, и альтернативное управление фильтром и огибающей, а самое приятное — параметры фильтра, огибающей, высоты, громкости, панорамы и глубины эффектов, настраиваемые отдельно для каждого ударного звука. Этот раздел управления полностью повторяет команды Roland GS, дополненные несколькими специфичными для XG.

Но самые обширные возможности управления кроются в наборе SysEx — специальных системных сообщений синтезатору. Достаточно сказать, что полное описание всех команд и параметров для DB50XG занимает 10 страниц формата A4, напечатанных сравнительно мелким шрифтом. Одна группа SysEx управляет параметрами канала и тембра в нем — режим работы, политика назначения голосов, чувствительность к скорости нажатия, степень воздействия различных контроллеров на частоту, амплитуду и спектр сигнала, подстройка отдельных ступеней звукоряда и т.п., вторая группа позволяет создавать новые одно- и двухслойные тембры из имеющихся в ПЗУ волновых форм, снабжая их набором параметров и режимов, а третья управляет эффект-процессорами, задавая алгоритмы эффектов и наборы параметров для них (например, соотношение чистого и обработанного сигналов на выходе, частоту вибрато для фленжера, размеры помещения для ревербератора, форму характеристики для эквалайзера и т.п.). SW60 имеет дополнительный набор команд для управления АЦП, микшером и системой подавления голоса.

Какое-то время после выпуска плат приходилось довольствоваться только этими обширными таблицами команд, потом Gary Gregson написал программу XGEdit с интерфейсом из множества "ручек", которые можно крутить мышью, а также кнопки и графики, которые можно нажимать и передвигать. Это сильно напоминает пульт управления старого аналогового синтезатора и крайне удобно для подбора и "обкатки" нужного тембра, параметры которого затем можно сохранить в виде набора SysEx и импортировать в любой секвенсор. Кроме этого, в редактор можно загрузить MIDI-файл, запустить его проигрывание и по ходу дела управлять синтезатором и эффектами, добиваясь требуемого звучания.

Довольно скоро после появления первых XG-устройств производители секвенсоров начали вводить поддержку этого стандарта: вначале в Cakewalk появилась карта тембров, затем в Cubase расширили редактор GS, добавив туда ряд параметров XG, для Cakewalk 6.0 появилось несколько регуляторных панелей для XG; наконец, осенью 1997 года Yamaha анонсировала секвенсор XG Works, полностью поддерживающий все возможности стандарта и позволяющий в удобном виде размещать и редактировать параметры синтеза и эффектов.

Конечно же, помимо всех перечисленных достоинств, платы DB50XG и SW60XG имеют и недостатки. Для DB50 это — само ее исполнение в дочернем варианте, заставляющее либо искать подходящую основную карту, либо переделывать плату во внешний модуль, для SW60 — высокий уровень шума, из-за которого она почти не нашла применения в серьезных музыкальных студиях, зато очень удачно обосновалась на компьютерных дискотеках и рекламных студиях. Многие недовольны тем, что платы не позволяют добавлять собственные звуки, однако встроенного набора тембров вполне хватает на музыку почти любого стиля, кроме разве что чистой классики или "аналогового амбиента". А главное — эти платы, как и любое XG-совместимое устройство, позволяют получить достаточно качественное на сегодняшний день звучание композиции, "не отходя от кассы" — то есть, не выходя за пределы одной XG-платы и без привлечения дополнительных тембров и средств обработки. Множество созданных во всем мире MIDI-партитур формата XG и стремительный рост их количества служат этому подтверждением.

Отдельно нужно сказать про субъективные отзывы о наборе тембров. Многие из этих тембров, особенно акустические, воспринимаются рядом музыкантов как "холодные" и "пластмассовые". Конечно, за такую цену трудно ожидать суперклассных звуков, однако многие забывают о том, что Yamaha предпочитает включать в инструменты неокрашенные тембры, чтобы их можно было затем обработать эффект-процессором, придав желаемые оттенки. И действительно — стоит послушать две-три демонстрационные композиции с "правильным" подбором тембров и эффектов, как мнение большинства экспертов сильно меняется в лучшую сторону.

Евгений Музыченко, music@welgas.nsk.su, music@spider.nrcde.ru
Лаборатория "Системы мультимедиа" (MSG)
НТК "Велгас", Новосибирск, тел. (3832) 21-61-64, 17-38-17
Специально для журнала Техно-Collection

Вернуться в раздел

Dreams...
Отправить письмо дизайнеру
к началу страницы
copyright © 1997-2019 t.r.a.c.k.e.r.s
All Rights Reserved