News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Мысли

Интеллектуальная собственность
или народное достояние?

Поводом для высказывания своих соображений в письменно-цифровой форме послужил неутихающий спор на тему: "А хорошо ли заимствовать чужие идеи?". В данном случае подразумевается заимствование идей, отдельных музыкальных фрагментов и сэмплов в трекерной среде. Сразу оговорюсь, что высказываю исключительно собственное мнение и не собираюсь обсуждать этот вопрос с юридической точки зрения.

Общеизвестно, что стандартов хранения музыкальной информации существует не так уж и много. Намеренно обойду различные секвенсоры, которые, как мне кажется, не являются четко выраженными стандартами - скорее, некий гибрид. Пожалуй, существует два основных (базовых) способа хранения музыкальных произведений - в виде нотного листа или в виде готовой записи. С готовой записью все достаточно просто - позаимствовать оттуда можно разве что общие идеи, примеры и некоторые элементы, которые можно использовать в качестве сэмплов. Конечно, это очень поверхностное заявление и любой музыкант, обладающий достаточным уровнем профессионализма, легко меня опровергнет. Однако, пока оставим это заявление как есть.

В виде "нотного листа" музыкальная информация хранится в двух форматах - MIDI и, собственно, в трекерном файле-модуле. Последний является сильно развитым и видоизмененным вариантом MIDI, поскольку в самом файле помимо нот хранятся еще и сэмплы и инструменты. В свое время я принимал участие в разработке еще одного гибрида - формата файлов, который, де-факто являсь трекерным, позволял использовать внешнюю базу данных сэмплов. Данная разработка должна была найти свое применение в компьютерных и видео играх, когда существуют определенные ограничения. Увы, данный проект успехом не увенчался просто потому, что мы изобретали колесо - подобный подход широко использовался (и до сих пор используется) в приставках (достаточно привести в пример Sony PlayStation ). Я не буду рассуждать, какой из подходов лучше - MIDI или трекеры. У них есть одно общее свойство, которое, собственно, и попадает под предмет сегодняшнего обсуждения - оба этих формата можно смело назвать opensource'ом в мире музыки. Поскольку я традиционно не очень люблю MIDI (просто так сложилось, а не по идеологическим соображениям), то далее я буду довольствоваться примерами из мира трекеров.

Что такое модуль? Это абсолютно открытая для любого музыканта последовательность нот, связанных с ними эффектов, сэмплов и инструментов, воспроизводимая в реальном времени и в строго заданной последовательности. Уф, звучит весьма высоконаучно, не правда ли? :) Если говорить человеческим языком, то любая музыка в модуле - открыта для любого желающего. Вы всегда можете взять саундтерк к игре "Unreal" и получить полное предствление о том, как *это* было сделано. Соответственно, Вы легко можете нарезать любой модуль из упомянутого выше саундтрека в ремикс или вообще выдать за собственный. Последнее остается на Вашей совести. Отдельные модули имеют "защиту" в виде авторских прав (тот же OST "Unreal"), однако из-за уже упоминавшейся "архитектуры" модуля это не более, чем видимость.

По большому счету, вся интеллектуальная собственность автора, подарившего миру свои произведения в формате модуля, сводится к совести тех, кому он свои произведения подарил. Получив искомый файл в свои руки, Вы вольны делать с ним все, что Вам заблагорассудится. Например, недавно я скачал модуль "Aquatique" (DF_AQUATIQUE.IT), сделанный в 2003 году неким dfast'ом. Все бы ничего, да в данной композиции один в один использован фрагмент из композиии "Annie" (NWK-ANNI.XM), написанной в 1999 Мартином 'Nighthawk' Фрайем (Martin 'Nighthawk' Freij). Причем использован не фрагмент из ударников, а вчистую "передранная" тема из композиции "Annie". Если бы тов. dfast не забыл упоминуть о сем факте в комментариях к свою модулю и выразить тов. Nighthawk'у благодарность (респект), то никаких претензий высказать было бы нельзя. Допускаю, конечно, что я не все комментарии к модулю читал. Впрочем, файл был загружен на www.modarchive.com, а, значит, может не считаться комплектацией в "авторском варианте" - общеизвестно, что местная система загрузки по не очень обоснованным причинам любит вырезать из файлов-архивов любые иные файлы, кроме модулей (вирусов, что ли, боятся?). Иные авторы пишут такие списки респектов, что их чтение занимает больше времени, нежели прослушиване всей музыки. ;)

Приведу и контрпример. Не хочу показаться читателям нескромным, но в своей композиции "Valley of Silence" я использовал фрагменты композиций и сэмплы из произведений различных авторов (возьмите предпоследний паттерн моей композиции и сравните некоторые его фрагменты с финалом композиции "Unreal - Main Title" из OST "Unreal"). При этом я не скрывал данного факта и не забыл выразить благодарность всем тем людям, у которых и позаимствовал. Пусть даже им на это и наплевать.

Далее я занялся поисками иных контрпримеров. И выяснился любопытный факт - в подавлюящем большинстве просмотренных модулей иногда (иногда!!!) встречаются благодарности по тем или иным сэмплам-инструментам. И это все... Допускаю, что за всю свою "интернет-карьеру" я как-то не удачно качал модули. :-/ Очень многие стыдливо прятали чужие сэмплы за надписями вроде "sample cd", "unknown" и т.п. А иногда и без обиняков заявляли: "All samples was made by me", хотя я могу лично указать, из какого модуля этот сэмпл выдран.

Но, давайте прекратим эту "разборку", а попытаемся ответить на поставленный в заголовке статьи вопрос. Драть или не драть? Лично мое мнение таково: раз это допускается форматом, то драть и драть без стеснения. Нет лучше примера, чем чужой опыт. Хорошо руководство по ReNoise'у, приведенное на этом портале, но без практики оно не имеет малую ценность. А где ее взять, практику-то? Вот у товарищей и взять. И сэмплы тоже будем брать. Оптом. :)Только уважайте труд других людей, если Вы хотитет, чтобы другие люди *уважали Ваш труд*. И не стесняйтесь сказать им "спасибо".

Я не призываю никого к честности и открытости. Если Вас пугает то, что из Вашей музыки можно что-то "выдрать" - записывайте результат в mp3 (OGG, WMA, WAV, TXT, да что угодно). Некоторые так и делают - пройдитесь по архивам модулей на просторах Сети. Да и оставив свой результат в модуле и без респектов Вы ничем не рискуете - вряд ли кто будет Вас обвинять. Если что - спам-фильтры работают круглосуточно. Только собственную совесть в игнор не поставишь. Даже если ее нет. Почему-то мне кажется, что вкус от такой работы будет иным...

p.s. Автор приносит свои извинения за обнаруженные в тексте синтаксические и грамматические ошибки - невнимательно перечитал текст. Тоже самое относится и к моим статьям в выпусках МузОбзора 41, 42 и 43.
     p.p.s. Ваши комментарии, отзывы и пожелания Вы можете высказать лично () или на Форуме портала.

Специально для РИИА T.R.A.C.K.E.R.S,
   ~~~ Darth 'Snake' Nefelim ~~~

Вернуться в раздел

Dreams...
Отправить письмо дизайнеру
к началу страницы
copyright © 1997-2024 t.r.a.c.k.e.r.s
All Rights Reserved