News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Мысли

На рубеже веков

Судьбой дарована нам большая честь. Честь перешагнуть порог, разделяющий тысячелетия, и собственными глазами увидеть мир двадцать первого века — мир, полный удивительных событий и приключений, открытий и тайн. Невольно приходят в голову мысли о судьбах человечества на протяжении всей его истории... в эти дни происходит нечто столь невообразимое даже во вселенских масштабах, что перехватывает дыхание от осознания этих событий. Вся скучная обыденность куда-то пропадает, растворяется за мерцающей стеной водопада Времени, низвергающегося из реки Прожитого в бескрайнее море Вечности. Последние шаги уже сделаны. Мы входим в третье тысячелетие.

Впрочем, народ у нас как-то не особенно горит желанием принять всерьез глобальные процессы. Романтикой в среде студенчества уже не пахнет. Одни обеспокоены сессией (мне, например, надо еще досдать ф-но), другие к таким вещам равнодушны изначально, третьи увлечены личной жизнью и миллениум встречают с несколько другим настроем. Обычными становятся просьбы "Займи сорок рублей до будущего тысячелетия" и клятвенные самообещания в этом самом тысячелетии исправиться / начать учиться / бросить курить / сходить на физкультуру. Педагоги же в большей своей массе к приходу 21 века относятся с абсолютным равнодушием. Новомодное словечко "миллениум", заимствованное из английского и означающее "тысячелетие", склоняется на все лады, превращаясь то в "линолеум", то в "пельмениум". Что ж, чувство юмора в преддверии праздника тоже похвально. Студенчество — веселая пора...

Кстати, о времени. Тут мы недавно с одним преподавателем поспорили, так как он никак не мог понять, почему 21 век начинается не в 2000, а в 2001 году. Дело в том, что летоисчисление у нас начинается не с 0, а с 1 года нашей эры, т.е. был 2 год до н.э., 1 год до н.э., а потом сразу 1 год н.э. Отсюда и необходимость считать круглым числом не 2000, а 2001. Надеюсь, это объяснение поможет решить проблемы, связанные с необходимостью встречать новое тысячелетие именно сейчас. Буквально за несколько часов до выпуска газеты обнаружил в Интернете более показательное объяснение этого феномена. Звучит оно так: "Почему новый век начинается с 2001-го года, а не с 2000? Потому что новый ящик начинается с двадцать первой бутылки, а на двадцатой заканчивается предыдущий!".

В связи с праздником рассказывать можно о многом. Впрочем, специфика родного ВУЗа подсказывает тему для дальнейших рассуждений. Если Вы уже просмотрели газету, то заметили опрос на тему "Музыка 21 века". Мнений, как всегда, вагон и маленькая тележка; фантазия у всех работает на полную катушку — умудренные опытом преподаватели высказываются о развитии направлений в классической музыке, студенты оптимистично предвещают будущее "пыц-пыц-пыц" и попсы. Следует заметить, что разделение музыки на серьезную и легкую существовало всегда. Изначально те музыкальные (и не очень) звуки, которые звучали в храмах много тысяч лет тому назад, воспринимались как отражение самой божественной сути. Считалась эта музыка сакральной, то бишь священной, и постепенно канонизировалась. Сейчас уже не скажешь, какие именно созвучия влетали в уши прихожан в древних культовых сооружениях, но именно церковной музыке суждено было нести главенствующую роль в течение долгого времени. Светская же музыка всегда была не особо усложненной и, пожалуй, легкомысленной. С ходом времени она потихоньку прогрессировала и никому не мешала. Зачастую простенькие мелодии, исполняемые народными артистами в изначальном смысле этого слова (т.е. не Кобзоном, а музыкантами из числа народа), запоминались "на раз" и гуляли по свету в тысячах вариаций. Слово "попса" придумают позже, но оно довольно точно выражает стиль и характер светской музыки древности и средневековья, хотя со мной поспорит любой музыковед. И все было бы хорошо, только вот в 16-17 веках нашей эры до церкви потихоньку стало доходить, что попсовые светские мелодии проникают в серьезную и высококультурную музыку, звучащую в стенах храмов. Пока разбирались, походя вырезали кучу народа. Варфоломеевская ночь, кстати, была как раз по поводу. В итоге церковь пошла на попятный. А дальше светская музыка на какое-то время почти слилась с духовной; появилась классика и дело пошло-поехало. В итоге сейчас мы имеем такие направления в нашей музыкальной культуре (классификация моя):

  • музыка классическая — это, как считают некоторые, пережиток старины. Те из студентов, кто посещает уроки гармонии, знакомы с классическими оборотами и созвучиями. Примеры — Моцарт, Гайдн.
  • музыка классическая современная — с этим сложнее. Под это понятие попадает авангард, всякие микрохроматические и атональные произведения и прочее не всегда понятное для уха, но полезное для ума творчество. Авторы — Хиндемит, Шнитке.
  • музыка классическая попсовая — "Призрак Оперы" Э.Л. Уэббера
  • музыка попсовая классическая — Алла Пугачева и Милен Фармер со товарищи. Гармошка несложная и понятная для слуха, слова со смыслом. Исполняется хорошими артистами, старающимися попасть не только в ноту, но и в образ.
  • музыка попсовая обычная — основана на упрощенной версии предыдущего пункта. В основе лежит ритм, характеризуемый словами "пыц-пыц-пыц", хотя возможны вариации. Слова общедоступны, словарь Даля для их понимания не нужен. Исполняется "Демо", "Стрелками" и пр.
  • музыка попсовая необычная — Шура и Линда. Слова уже интересные и не всегда понятные (не только из-за дефектов речи исполнителя). Музыка за счет аранжировки оригинальна и любопытна.
  • музыка альтернативная — сюда относится все то, что изначально игралось бородатыми мальчиками на гитаре во дворе, а с развитием музыкальной культуры переросло в интересное ответвление искусства. Думаю, не ошибусь, если внесу в эту категорию все от бардовской песни до doom metal.
  • музыка клубная — основа мировоззрения миллионов продвинутых пиплов по всей планете. Реально понимает ее только небольшой процент, остальные просто "врываются". Особое чувство соития с этой музыкой появляется под воздействием ряда химических веществ, что настораживает. Исполняется людьми, музыкального образования не имеющими из принципа. Сюда я помещаю все от house (т.е. того же "пыц-пыц-пыц") до рэпа и джангла.

    Конечно, я многое упустил или забыл. Но смысл от этого не меняется — слишком сильно отделилась музыка серьезная от легкой. Входя в 21 век, не надо отбрасывать то, из чего выросло все сегодняшнее искусство. Человек, не знающий своего прошлого, вряд ли имеет шанс на будущее...

    Башенные часы отбивают последние удары. Вот она — дверь в новый век. Сделаем же последний шаг, которому суждено стать первым... le roi est mort, vive le roi!

    Дмитрий Кириллов
    колонка редактора
    29/12/2000

    газета "Пространство Искусства"
    ВМИИ им. П.А. Серебрякова
    г. Волгоград

    Вернуться в раздел

    Dreams...
    Отправить письмо дизайнеру
    к началу страницы
    copyright © 1997-2019 t.r.a.c.k.e.r.s
    All Rights Reserved