News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Сжатие звука

Что такое .asf?

Еще в далеком 1992-м году никому не известная компания PareTic расположенная городе Принстон, Нью-Джерси, поставила себе задачу осуществить "звукозапись на дискету" и достичь качества звучания кассетных аудиомагнитофонов у сжатых аудиофайлов размером порядка 1-1.5 Мб. Если говорить проще, то двое лаборантов известного университета поспорили с одним профессором о теоретической возможности достижения этой цели. Естественно профессор не верил, но тем не менее лаборантам дали денег, помещение и забыли про них почти на год. Через год упорной работы один из зачинщиков спился, профессор уволился и направление тихо прикрыли, а оставшийся со всеми наработками аспирант не долго думая продал весь, далекий в те времена от конкретного воплощения, проект заезжему японцу за жалкие гроши. Конечно же он не знал что японцы вдумчиво прочитают испорченные пятнами от пива бумаги, проанализируют файлы на дискетках и разработки теоретика Ларри и его спившегося друга Майка лягут в основу почти всех существующих на данный момент перспективных форматов аудиосжатия от Fraunhofer\OPTICOM, NTT, Yamaha и Voxware. Купивший кипу бумаг японец разбогател, на их основе было получено больше 60 патентов, а Ларри остался как бы не причем. В прошлом году он даже подавал в суд, но доказать ничего не смог и теперь рассказывает свою душещипательную историю если на него вдруг накатит меланхолия. Если вы его встретите вдруг на IRC на каком-нибудь специфическом аудиоканале под именем SadLarry, прислушайтесь — иногда он выдает абсолютно стратегические сведения (да и историю его подтверждают многие авторитетные личности). Все это не стоило бы упоминания, если бы не одна маленькая деталь — Ларри сейчас работает в 2-х кварталах от университета — в компании Voxware, а Микрософт купил лицензию на кодер звука, который используется в Windows Media Player и NetShow именно у этой компании.

Нельзя сказать что название "Voxware" никто никогда не слышал. Во многих версиях Windows "Voxware Codec" можно обнаружить в списке программ аудиосжатия панели управления. Но отличием передовой компании от 99.9% интернета является интерес к новинкам и постоянный их поиск. В мае прошлого года Voxware начала тесное сотрудничество с японской фирмой NTT в плане разработки и совершенствования наиболее перспективного в те времена формата TwinVQ (VQF). Результатом этого сотрудничества явилось появление версии 4.0 Voxware Audio CODEC, который обладает рядом замечательных качеств которые не возможно не заметить. По всем объективным тестам наконец (и впервые !) было достигнуто качество MP3/128 на битрейте 64. Кодер имел различные алгоритмы сжатия музыки и речи и в последнем случае 90-то процентная слоговая разборчивость голоса достигалась на битрейтах в 2-2.5 раз более низких чем в лучших кодеках конкурентов (по непроверенным сведениям была разработана система передачи четырех телефонных разговоров в цифровом формате по одному стандартному телефонному каналу без видимых потерь качества). Но к сожалению сама компания не разработала до сих пор законченных программ для кодирования-декодирования — за нее это сделал Микрософт.

ASF можно расшифровать как Microsoft Advansed Streaming Format. Из названия следует что изначально планировалось применять его в интернете для потокового воспроизведения звука и изображения. Возможность сохранять звуковые файлы на диск в виде *.asf является не основной, но очень приятной добавкой. Это расширение полностью поддерживается последними версиями бесплатного Windows Media Player.

По планам компании формат должен прийти на смену Real Audio\Video и скорее всего это и произойдет из-за довольно заметных преимуществ ASF. Качество RA/RM достигается в ASF на битрейтах более чем в два раза меньших и все идет к тому что весь софт для ASF скоро будет включен в дистрибутив Windows. В свое время когда появилась радиостанция вещающая в интернете в формате .asf (WolfRadio) я скачал этот самый Медиа-плеер попробовал и благополучно забыл про него — мне и в голову не могло прийти, что в то время когда все производители софта для сжатия звука хотят много денег и сразу, "жадный Билл" вздумает раздавать кодер бесплатно. Как оказалось зря... Примерно в это же время появилась программа под неброским названием NetShow Tools которая включала в себя энкодер в ASF. Кроме того в .asf можно сжимать более старой утилитой "On-Demand Producer". Обе эти программы используют один и тот же кодер звука и изображения, поэтому в дальнейшем будут рассмотрены более современные и мощные NetShow Tools.

Итак какие же выводы можно сделать после ознакомления c этим, к сожалению абсолютно не нашумевшим, продуктом ? Сначала о хорошем:

  • Качество ASF/64к действительно не уступает большинству MP3/128 кодеров по всем объективным и субъективным тестам !!! (справедливости ради нужно сказать что лучшие низкобитрейтные кодеры в MP3 (типа Fraunhofer 3.1) все же выдают MP3/128 немного лучше чем ASF/64)
  • Качество ASF/96к превосходит качество Astrid AAC/128 по объективным тестам ! (субъективно я например разницы не вижу)
  • Скорость кодирования значительно превосходит как VQF так и Astrid AAC — у меня на P200MMX минута звука кодируется 2 минуты 40 сек. И работа Windows в момент кодирования почти не тормозится.
  • Перемотка при воспроизведении возможна.
  • В качестве исходных сигналов могут выступать не только wav, но и avi и mp3.
  • Поддерживается масса разных битрейтов — от 96.1 до 6 bps.
  • Для сжатия видео тоже используются очень перспективные кодеры (MPEG-4 !)
  • Кроме энкодера в комплект входят еще пара очень хороших инструментов.
Ну и без недостатков тоже не обошлось:
  • По объективным тестам ASF/96k уступает MP3/260k на большинстве реальных музыкальных композиций (спад ВЧ более "размазан" и несколько сильнее искажаются НЧ)
  • Не обошлось без специфических Микрософтовских примочек — плеер у меня например забирает 45% процессора, а K-Jofol к примеру только 28%.
  • Энкодер при запуске норовит открыть последний "проект" и вообще управление им несколько усложнено.
  • Медиа-плеер при установке регистрирует на себя почти все мыслимые типы файлов.
  • На 3-4-х самых низких битрейтах ASF уступает VQF.
  • Из за отдельной записи меток для перемотки (что в принципе можно выключить) размер ASF файлов на 2-3% больше чем AAC и MP3 аналогичных битрейтов.

Но несмотря на все перечисленные недостатки, формат является объективно лучшим среди тех что имеют общедоступные кодеры. Возможно ничтожный процент профессионалов сможет отличить на слух недостатки ASF/96k, но я например уже изменил своему любимому кодеру в Аstrid AAC и потихоньку начинаю переползать на ASF :)

И напоследок пара советов:

  • При создании нового проекта выбирайте "Custom settings"
  • Выбирайте опцию "Audio only" если не собираетесь работать с изображением
  • Лучше всего выбрать "Intranet (100 kbps actual)"
  • При выборе формата не забудьте нажать клавишу "Advansed" и выбрать "Music"
  • Лучше не нужно использовать в имени файла русские буквы и пробелы.

Ilya (polarwolf@usa.net) 25 февраля 1999г
http://i.am/doro

Вернуться в раздел

Dreams...
Отправить письмо дизайнеру
к началу страницы
copyright © 1997-2024 t.r.a.c.k.e.r.s
All Rights Reserved