News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Renoise v1.25 (неполный перевод)


Трекероводство
Этот текст расскажет о истории и принципах трекеров. Многое, что кажется странным в Renoise, на первый взгляд, сделано из-за многолетней трекерной культуры. Текст не является обязательным для чтения, если все это вам знакомо.

Итак... что такое "трекер"?

Программа редактирования музыки на комьютере. Это слово обозначает стиль редактирования музыки - в 'редакторе паттерн' состоящих из чисел и нот в рядах и колонках, что абсолютно не похоже на нотную грамоту. Благодаря этому без музыкального образования можно создавать композиции, руководствуясь только собственным вкусом и минимальным представлением о нотах и октавах. Почти во всех трекерах колонки обозначают треки (аудиоканалы) а ряды - строки листов паттерн (ноты одной и той же строки паттерны, расположенные в разных треках, будут звучать одновременно).

Трекеры работают с семплами (готовые аудиофрагменты) в качестве музыкальных инструментов; современные трекеры позволяют редактировать паттерны и семплы. Результат работы подобных программ сохраняется в файлах, имеющие общепринятое название модули. Большинство модулей (иногда называемые 'моды') содержат в себе всю информацию которая была создана и использована - семплы, паттерны и другое. В двух словах модули содержат в теле файла всю необходимую информацию, для воспроизведения музыки. Разумеется, это приводит к тому что размер файла может достигать от нескольких кб до трех-пяти десятков мегабайт. Итоговый вариант композиции можно преобразовать в любой формат, например, MP3, CD-аудио или WAV-файлы. В большинстве случаев модули будут занимать меньше места и звучать лучше MP3 (кроме низкокачественных работ).

Итак, все что показывается паттернами в виде столбцов - это ноты, цифры, вот такие "---" линии и называется трекер. Точки, линии и цифры - и это все!



Трекер платформы Amiga (Protracker) с загруженым модулем.
Снимок экрана программы 1:1.

Расскажи мне сказку на ночь... (история трекеров)


Существует огромное количество трекеров (половина которых уже не пойдет :). Первый трекер появился на компьютере Amiga в 1987 авторства Karsten Obarski (основатель всей трекерной культуры). Его программа называлась Soundtracker I. Это был на столько популярный коммерческий продукт, что вскоре появились первые клоны программы. Трекер поставлялся с дисками семплов называемых ST-01 и ST-02, состоящими из низкокачественных 8-ми битных семплов (от различных синтезаторов до фрагментов CD-записей). В то время это было самым лучшим из доступного; в результате музыка была похожей. В те дни очень легко было определить происхождение семплов той или иной работы, достаточно было прослушать ее. Soundtracker также обладал "крутыми" эффектами заключающимися в управление громкости семпла и плавном изменении скорости его звучания. Что ж вы хотите? А в 1987 это было чудом, живой мечтой. Кошмар, но исторический факт!

Однако история трекеров не началась когда Amiga появилась в мире 8-ми битных компьютеров. Имя более древней платформы было C64 (Commodore 64) и первые пограммы, ставшие прообразами современных трекеров, были написаны именно для этого компьютера, Rock Monitor, Synth64, Future Composer и другие... Однако трекер для C64 и что появилось через несколько лет на Amiga - это совершенно два разных мира! Так что, мальчики, не болтайте что трекеры были придуманы Windows XP, идите учить уроки!



Rock Monitor 3 для C64. Слабо?

Затем появился Noisetracker и Protracker. И бесчисленное множество клонов. Обе программы обладали увеличенным количеством эффектов, новыми функциями, но все еще оставались 4-х канальными трекерами, как и Soundtracker. Большинство из них было разработано для Amiga (судя по количеству форматов, более сотни). Модули на Amiga имели названия вроде "mod.something" в отличие от "something.mod" на PC, поскольку Amiga не имела ограничения в именах файлов как в DOS (8+3). Хотя, в сравнении с сегодняшними стандартами, 4 канала это очень мало, но используя плохие 8-ми битные семплы люди создавали невероятные музыкальные шедевры.

Очередная трекерная революция произошла уже на плаформе PC. Одной из лучших разработок стал FastTracker 2 и, хотя некоторые люди считают Impulse Tracker (или что-то другое) номером один, мы не будем здесь это обсуждать (все равно FT2 был лучше :-). В любом случае, эта тема из серии "что лучше Zx Spectrum или C64, Amiga или Atari ST", аргументы и так далее и тому подобнее... (C64 и Amiga круче ;-) Итак, этот трекер для DOS был действительно классным и его возможности даже сейчас для непрофессиональной работы с музыкой более чем достаточны. Но, программа последний раз обновлялась в 1996-ом году, а сейчас век Windows. Трекеры стали покидать платформу DOS, однако некоторые люди и сейчас живут в 1996-ом году, используя FastTracker 2. Есть также музыканты предпочитающие иные платформы... но больше всего трекерных музыкантов теперь под Windows.

Сегодня мы совершаем третью трекерную революцию. Трекеры теперь используют DSP (Digital Signal Processing) и профессиональные эффекты для обработки аудиоканалов. Также они могут синтезировать звуки встроенными синтезаторами. Renoise поддерживает все для профессиональной работы с музыкой.

Какая альтернатива трекерам?

Это различные программы, в большинстве любительского назначения. Ощутимую часть композиций, созданных в них, можно написать используя FastTracker 2. Сегодня современный компьютер вполне заменяет необходимое профессиональное MIDI оборудование. Однако Reason, Rebirth, Cakewalk, Sonar, Cubase (все это не трекеры) популярные программы у большинства профессиональных композиторов; они предпочитают "Cubase"-стиль интерфейса программы и эмуляторы студийного оборудования. Большинство "профессионалов" используют именно интерфейс программ и ничто не заставит их перейти на трекеры, какие бы плюсы им это не давало.. С другой стороны, возможности современных трекеров для некоторых из них представляется на уровне FastTracker 2 и им нельзя доказать иное. На деле нет причины недоступности профессионального звучания в трекерах - послушайте примеры к Renoise и сравните их с коммерческой музыкой (не страшно, если вам не понравится стиль, речь идет о КАЧЕСТВЕ звучания). Вы можете научится делать не хуже, используя несложный интерфейс Renoise. Но все это требует немало труда и времени!

Профессиональные MIDI-программы с Cubase-интерфейсом, в первую очередь предназначены для работы с аппаратными MIDI-устройствами, хотя могут неплохо работать с аудиокартами типа SB-Live или подобными. Если вам нужно выбирать программу исходя из ее стоимости, то лучшего решения для профессиональной домашней студии на базе только компьютера, чем трекер нет.

Сегодня существует множество трекеров. Много проектов незавершенно, некоторые программы полуфункциональны и дают трекерам плохую репутацию любительских самодельных программ. Но грамотно написанный и документированный трекер будет вполне конкурентно способной программой среди профессионального музыкального ПО.

Какие музыкальные стили можно обрабатывать в трекере? Могу ли я сделать танцевальную музыку, техно или хип-хоп? А как на счет рока или метала? И что с классикой?

Трекер не ограничивает музыканта для работы с нужным стилем. Существуют программы предназначеные для работы с определенным стилем музыки, но все это - успешный плод работы маркетологов фирм-разработчиков (за подробностями - к Светлане Захаровой ;). Вы можете написать в трекере музыку любого стиля: техно, транс, хауз, хип-хоп, Drum'n'Bass, R'n'B, клубную и танцевальную музыку, гоа, психоделик, совмещать стили подобно Acid Jazz, New Age или создавать композиции в традиционных стилях - регги, рок, блюз, метал, хардкор и разумеется классические оркестровки... дело за вами! Разумеется, это только примеры (добавьте ваши любимые стили) - вы можете музицировать в трекере с любой композицией любого стиля!

Renoise, как и любой полнофункциональный трекер, отличное решение для работы со многими современными стилями, при использовании синтезаторов и семплеров, но также прекрасно подходит для рока или подобных стилей, когда вы используете трекер как ритм-машину или пользуетесь зацикленными семплами. Кроме этого в трекере можно имитировать игру сложных музыкальных инструментов (например, гитары), используя набор семплов записаного звучания инструмента. Программа поддерживает большие размеры файлов семплов и позволяет их обрабатывать, преобразуя звучание к нужному. Используя функцию Beat Sync в (6) Окне настроек / Instrument Settings можно создавать лупы (зацикленные звуки) с CD. Управление внешними устройствами через интерфейс MIDI так же легко, как и работа с семплами.

Можно ли с помощью трекера добиться профессионального качества звука? Нужно ли какое профессиональное оборудование? Могу ли я свободно публиковать музыку, написанную в или я должен отчислять что-то вроде авторских гонораров? Нужен ли "Cubase" или подобная дополнительная программа?

Вы можете создавать коммерческую музыку с профессиональным звучанием, используя Renoise. Никакое дополнительное оборудование для этого не нужно, в трекере все есть - синтезатор, семплер, эффект-процессор, микшер, секвенсер... без каких либо ограничений в использовании.

Из профессионального оборудования, если вы хотите быть настоящим профессионалом, купите MIDI-клавиатуру для облегчения ввода нот, аппаратный микшер, эффект процессор или более крутую аудиокарту... Еще можно купить сборники профессиональных семплов для работы с ними.

Начав работать с программой (как и с любым новым делом) не ожидайте быстрых результатов и не расчитывайте что ваша первая работа обязательно будет классной, не только по вашему мнению. Слушайте советы бывалых, работайте с программой и все получится. По поводу "Cubase" - это вы можете прочесть только в упоминании об альтернативе трекерам.

Вы можете свободно публиковать ваши работы, написаные в Renoise без каких-либо авторских отчислений ее создателям - для этого достаточно купить зарегистрированную версию программы. Мы будем рады, если вы укажите на обложке своего CD или LP что музыка этого альбома (или часть работ) написана с помощью Renoise. Кроме этого мы планируем использовать эту информацию для продвижения вашего имени и нашей программы.

Ну и как это все работает? Как начать? Сложно...

Вы никогда не видели настоящих синтезаторов и семплеров... У них дюжины кнопок. И кучи проводов между ними. Семплеры обычно имеют очень маленький экран для отображения информации, примерно 100x50 пикселей. Сравните это с 1024x768 в Renoise! И, между прочим, программная и железная часть семплеров можеть выйти из строя. Создание музыки не должно быть таким сложным! Основной принцип стандартного оборудования - иметь все, состоящее из многих компонентов, и все время переключаться от работы с одним устройством к другому. Renoise все тоже самое, только - все в одном.

Для начала работы с программой прочитайте Введение. Затем можно перейти к более подробной информации о программе. Достаточно всего нескольких часов экспериментов с трекером, чтобы узнать большинство возможностей программы. Для этого в вашем распоряжение документация и музыкальные примеры. Не бойтесь нажимать на кнопки. Будьте только осторожны если на них написано "delete" (удалить) или "zap" (очистить) или подобное.

Я вижу только точки и цифры и их ОЧЕНЬ много!

Да, это не так привычно, как нотная грамота. Нотный лист в трекере называется паттерна. Каждая паттерна разбивается на секции - треки. Каждый трек состоит из колонок. Первая колонка состоит музыкальной информации, нот. Остальные заполняются различными эффектами и их значениями, так было принято в трекерах на Amiga. Renoise также позволяет аналогично контролировать эффекты и другие параметры - огибающие, автоматизация, фильтры и так далее. Рассмотрим фрагмент паттерны в Renoise:

| C-4 04 00 00 0210 |

C-4 - это нота (нота До, в четвертой октаве). Ноты можно вставлять в Renoise используя виртуальную клавиатуру (кнопки qwertyuio вашей компьютерной клавиатуры) - или MIDI-клавиватуру - когда вы находитесь в режиме редактирования паттерны.Следующая цифра, 04, говорит о номере используемого инструмента. Вторая и третья колонка - громкость и паннинг. Вы можете управлять громкостью и стереопозицией ноты C-4 (для инструмента #4). Наконец, 0210 - это номер эффекта 02 и параметр для этого эффекта 10. Просто?

Что такое лупы (циклы), семплы (и семплеры), синтезаторы, MIDI?

MIDI - 'Musical Instrument Digital Interface (цифровой интерфейс музыкальных инструментов)' - стандарт соединения разных музыкальных инструментов между собой для подключения их к компьютеру. Работает на ввод и вывод информации. В MIDI используется стандартный набор General MIDI (GM), состоящий из 128 музыкальных инструментов (поддерживается большинством аудиокарт). Этот набор включает в себя разные варианты фортепиано, струнных, басовых, духовых, ударных и других инструментов.

Синтезаторы - Генераторы звука, использующие для создания звука обработку волновых форм. В качестве волн обычно используются sinus, pulse, triangle, random noise, saw и так далее. После смешивания типов волн и микширования их между собой можно получить эффекты подобные струнным, басс-303 и другому. Много инструментов можно синтезировать подобным образом, однако некоторые из них будут звучать лучше, если буду проигрываться как мультисемплы (или инструменты).



Оригинальный TB-303 фирмы Roland, аналоговый синтезатор с тяжелым басовым звуком.

Семплеры и семплы
- еще одна технология создания звука, использующая готовые фрагменты аудиоинформации. Семплы определяются двумя базовыми параметрами: амплитуда и частота. Семплы обычно используются 8-ми и 16-ти бит. Применение 8-ми битных семплов не рекомендуется, по причине их низкого качества. Большинство аудиокарт работает с 16-ти битным звуком, некоторые карты поддерживают 24-х битный звук. 16 бит дает границу громкости +/- 32767. Частота семпла определяет с какой скоростью он будет проигрываться. CD качество определяется частотой звучания 44100 на стереоканал в секунду. Мультисемпельный инструмент использует один семпл для нот одного диапазона, другой - для нот другого диапазона и так далее. Вплоть до использования для каждой ноты собственного семпла. Подобные инструменты звучат гораздо натуральнее и занимают больше места.
Renoise обрабатывает семплы в режиме 32-ух бит, что даёт максимальное качество их микширования и поддерживает мультисемпельные инструменты.



Пример аналоговой волны

Циклы или лупы (Loops)
- Это повторяющийся семпл; может быть ударная секция, фортепиано, струнные... все что угодно.

Как возможно проигрывать разные ноты одним и тем же семплом?

Это просто. Когда вы проигрываете ноту, происходит преобразование ее частоты звучания. При этом, семпл звучит медленнее или быстрее. Семпл звучащий стандартно как A-4 на частоте 440 Гц будет нотой A-3 при частоте 220 Гц (более низкое, замедленное звучание) и нотой A-5 при частоте 880 Hz (более высокое, быстрое звучание семпла). Для сглаживания звучания семпла при изменении частоты его звучания в трекерах используются специальные алгоритмы.

Вернуться в раздел

Dreams...
Отправить письмо дизайнеру
к началу страницы
copyright © 1997-2024 t.r.a.c.k.e.r.s
All Rights Reserved