News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Трекеры

Как я боролся с Buzz'ом

Эта статья написана для тех, кто решил сменить свой любимый трекер на нечто более новое и совершенное. Но, как известно, нет в мире совершенства. Автор рассказывает о своём горьком опыте, который убережёт музыкантов, пытающихся освоить новый трекер от подводных камней, хотя иногда и полезно напороться. При написании статьи подразумевалось, что читатель хотя бы раз запускал Buzz и знает Impulse Tracker. Всё нижесказанное относится к Buzz Tracker v.1.1

Всё началось с того, что меня перестал устраивать Impulse Tracker. Не потому, что у него неудобный интерфейс, и не потому, что у него нет редактора сэмплов и целый час ищешь точку зацикливания, чтоб было без щелчков. Совсем не поэтому. Просто забрался я как-то на sentinel.da.ru и прочитал про возможности трекеров третьего поколения. Правда их ещё не существует, хотя авторы пишут, что ядро уже готово и скоро можно ожидать альфу или бету. По возможностям новые трекеры чем-то напоминают профессиональные студии звукозаписи превращенные в программу. Единственная проблема, которую не предусмотрели разработчики — запись с микрофона. Не получается пока сделать такую программу, которая заменила бы специальное помещение, в котором записываются звуки с микрофона. Но я думаю, что в скором времени, умные программисты придумают программку позволяющую записать в домашних условиях звук со студийным качеством. Вообще-то я думаю, что руки надо оторвать этим писакам.

То, что они там описали — мечта каждого музыканта. После этого я надолго забросил свой IT и перестал спать спокойно. По ночам как всегда выходил и выходил в Интернет в поисках того единственного и неповторимого... Я скачал и попробовал практически все трекеры выпущенные на данный момент и нашел только один, который удовлетворял меня качеством звучания (я весьма привередлив к качеству). Не буду описывать достоинства и недостатки всех трекеров — скачайте и проверьте. Скажу лишь, что Buzz один из первых трекеров, который работает с эффект процессорами. Правда, самодельными (жалко, что не DirectX) и не всегда качественными, но именно их всегда не хватало для создания качественной музыки.

Скачал. Установил. Установил обновление. Скачал дополнительные генераторы и DSP. Можно начинать.

Начал я новый проектик в IT. Чувствую — дерьмо получается. Не хватает объёма. Ну, думаю, надо попробовать Buzz, может получше будет. Запускаю Buzz, я уже немного с ним к тому времени разобрался. Цепляю в качестве генератора Lipid IT Loader. Загружаю уже начатый в Impulse Tracker модуль. Перехожу в редактор паттернов. Создаю новый паттерн. И... Правильно. Buzz немедленно завис. Доку читать надо. Оказывается Lipid IT Loader загружает из IT файла только сэмплы, после чего удаляется. К тому же он не может загрузить сжатые .IT, которые по умолчанию записывает Impulse Tracker 2.14. No problem — запускаю IT, загружаю свой модуль, сохраняю в старом формате, загружаю в Lipid — наконец-то сэмплы в Buzze. Пол дела сделано...

Сначала ударные

Цепляю машину PSI Drum and ass, пытаюсь сделать маломальский ритм без использования сэмплов — не получается. Вернее ритм то получается, но звук похож на магнитофон "Романтик 306" (классика) со спиленной головкой. У хэтов напрочь отсутствуют высокие частоты. Share звучит слишком резко. Плюю на всё. Стираю PSI Drum к х**м собачьим. Цепляю как генератор Jeskola Tracker и делаю ритм секцию уже из сэмплов. Да не тут то было. Оказывается Jeskola Tracker (JT) — моно генератор, то бишь трекер. Я, привыкший к IT, не мог придумать, как сделать объёмную партию ударных используя один генератор (JT). Э... Buzz не так прост, как кажется. Можно, конечно, используя всякие там DSP, разделить по частотам все ударные и для каждого задать паннинг. Но сколько это сожрёт ресурсов — никто не знает. А JT на редкость неприхотливый трекер, процессор использует не сильно. И я выбрал золотую середину: хэты в одном JT, clap, share и бочка в другом. Конечно это не выход, но пока сгодится. Кстати, почему, Jeskola не попросил Пульса написать этот самый трекер. И был бы он стерео и с нормальными эффектами. Ваще!!! Программы должны писать программисты, а не музыканты. А то программы получаются не совсем хорошие. (Пульс — исключение).

Бас (мдааа... потихоньку забываем русский язык)

Включаю Jeskola Bass — не подходит, Jeskola Bass 2 — то же, Jeskola Bass 3 — плюнул, стал рыться в других генераторах. Лучше всего подошёл ArgБelles Guгг 3 (AG3) (это не опечатка, он действительно так прописывается в списке). Путём многочисленных манипуляций с ручками настройки (а их там много) из AG3 можно выжать любой звук. В том числе и басовый.

Synth

В качестве соло подошёл Geonik's Omega — 1 (GO). В нём есть четыре сэмпла, и мандолина подошла лучше всего, конечно с соответствующим кручением ручек. Оттуда же я взял гитару. Вообще все надписи относительно инструментов в генераторах условные. Если вы читаете Guitar Strings, то в лучшем случае автор генератора слышал где-то и когда-то эту самую гитару (в далёком детстве). Конечно, есть генераторы, которые используют реальные сэмплы с дополнительной обработкой, но их авторы (генераторов) почему-то используют самые непохожие сэмплы.

Для бэкграундовых брякалок я выбрал Jeskola ES-9. Это довольно мощный по возможностям генератор (не надо два раза по нему кликать !!! просто нажмите правую клавишу на нём и выберите Edit...), но почему-то до конца не доделанный. Да и вообще Buzz выглядит так, будто у него в readme написано "После установки обработать напильником", то есть дописать нужные комбинации shortcut'ов. Почему, к примеру, блок стрелками можно выделять, а PgUp'ом и PgDown'ом нельзя ???

Pad

Пэды пришлось делать из сэмплов. В Buzze просто нет мягких звуков. В основном рычалки и крякалки. Тут я достаточно поматерился, потому-что я столкнулся с ещё одной проблемой — в Buzz'e нет NNA (see IT manual), и чтобы один аккорд плавно переходил в другой пришлось использовать в два раза больше каналов, чем в IT. Тем более, что огибающая только амплитудная и ставится не на инструмент (сэмпл) (!), а на канал, независимо от того, какой сэмпл вы используете в этом канале. Причем в командах (чёртов английский...) эффектов JT нет команды отключения огибающей. И даже если вы будете использовать этот канал только для пэдов с огибающей, но использовать разные сэмплы, то музыка будет звучать недостаточно выразительно и однотонно. Отсутствие поддержки инструментов сказывается на стилистике музыкантов пишущих в Buzz'e. среди них мало кто использует живые инструменты, или не использует совсем (например Scaldor, советую поучиться по его модулям, они не очень большие, до 50 кб. Музыка похожа на JMJ, если не точная копия.). Но, тем не менее, музыка получается профессиональная и по качеству и по содержанию.

Редактор

Писать музыку в Buzz на удивление легко. Лепите паттерны, обзываете их своими именами. Потом просто расставляете в Sequence Editor в том порядке, в котором вам нужно. Причем паттерны могут быть разной длины, как и в IT, но тут есть один прикол. Нужно вам, к примеру, поставить один пэдовый аккорд (ну, обычно так получается, если ритм быстрый) на паттерн. В IT этот паттерн будет такой же длинны, как и все остальные, чтобы такты были одинаковые. В Buzz же этот паттерн будет состоять всего из одной (!) строчки. И такты, тем не менее, будут одинаковыми. Да и вообще, Sequence Editor открывает много дополнительных возможностей. Я поначалу не мог привыкнуть к отсутствию возможности проиграть паттерн. Вместо этого в Buzz'e есть клавиши CTRL+B и CTRL+E отмечающие начало и конец зацикленного куска вашего произведения. Раньше я не мог понять (что же сделаешь, трудный я), почему нельзя было просто сделать проигрывание отдельно взятого паттерна, но теперь понял. Любой инструмент в Buzz'e состоит не только из генератора, но и из многочисленных блоков эффектов, которые могут изменить звук практически до неузнаваемости (взять, к примеру, NiNja Delay), для которых тоже пишутся паттерны. А для того, чтобы услышать реальный звук нужно проигрывать одновременно паттерны генератора и эффектов... А если эффектов 10 ? По этому и приходится сначала писать паттерн, потом прописать его в Sequence Editor, установить начало и конец, а уж потом слушать и редактировать, если что-то не понравится. Это поначалу кажется сложным, но потом когда привыкнешь, работа над созданием композиций движется намного быстрее, чем в IT.

Глюки

Во время работы Buzz'ом я выловил такое количество багов, что складывается ощущение, что это не первая версия, а какая-нибудь альфа. К примеру ModPlug Tracker в своей первой версии не имел сильно заметных багов. Очень много глюков связанных с выводом на экран. В Sequence Editor при скроллинге вправо-влево имена каналов накладываются друг на друга. В Pattern Editor через некоторое время символы начинают накладываться друг на друга, и чтобы определить, что реально находится на нужном месте паттерна приходится елозить курсором. Слава богу, ещё под курсором реальные символы проявляются. При попытке сдвинуть вниз все каналы в Sequence Editor (причём последние паттерны вылезли за границу композиции) во время проигрывания Buzz выдал какую-то дикую винду с дурацкой надписью (A required resourse was) и кнопкой OK. Музыка при этом играет, но окно с надписью не убирается, и все клавиши заблокированы (приоритет на этом окне). То есть Buzz практически висит. Поймавшись пару раз на этом глюке, который уничтожил получасовую работу, я теперь довольно часто сохраняю результаты работы. Buzz не грузит сэмплы кроме как 16 бит моно. Хотя может это и к лучшему. Может музыка качественнее будет. Хотя никто не помешает какому-нибудь автору конвертнуть какой-нибудь порипаный сэмпл 8 бит в 16. Очень мало Shortcut'ов. После IT очень неудобно работать. Выделение блока в Pattern Editor сделано настолько коряво, что слов нет. Oskari Tammelin мог бы на худой конец попросить Oliver'a Lapisque (Modplug) написать эту процедуру. У него она кайфно сделана.

Проблемы

Проблема у Buzz'a, вернее у музыкантов его пользующих, одна — как релизить MODы. Buzz'овые модули не поддерживает ни один плейер (кроме Buzz Player, конечно). Более того, если я, допустим, использовал в своей композиции какой-нибудь Super Puper Bass генератор, скачанный вчера, то откуда он возьмётся, скажем, у Миши Сидорова из деревни Матроскино ? И что ?.. Он его будет специально искать, чтобы послушать 5 минут музыки ??? Совнемаюсь. Поэтому единственный выход — релизить в mp3,vqf,aac,asf,pac — ненужное зачеркнуть. Есть, конечно, другой выход: не использовать дополнительные генераторы и эффекты (Scaldor же как-то обходится). Но всё равно вероятность прослушивания .bmw и .bmx будет меньше чем .IT и mp3. Тем более, что сейчас весь мир по mp3(vqf... e.t.c.) фанатеет.

Выводы

Не буду писать, что Buzz крутой трекер... нет... всё-таки буду. Buzz крутой трекер, хотя бы потому, что у него сейчас нет конкурентов (всякие там AXS и Rebirth не в счёт). Он появился в то время, когда IT уже мало, а нового ничего нет. А те статейки, которые кое какие производители софта выкидывают интернет, по-моему просто описывают идеальный трекер. Так сказать в общем смысле этого слова. Причём на sentinel.da.ru описывается четыре трекера, но если убрать все названия и фамилии из этих текстов, то появится ощущение что они все об одном и том же, хотя и написаны по-разному. Да и странно как-то: например ядро Velvet Studio 3 было создано в июле 1997, а сейчас какой год, простите ??? По-моему 2.5 года это достаточный срок, чтобы написать программу, даже такого уровня. Или программеры никак не могут определиться — использовать DirectX plugins или нет ??? То же самое и с остальными. Только насчёт IT 3 написано не очень много. Программист, или какая-то группа всего лишь собирает информацию о том, каким должен быть IT 3. Никаких сведений об уже готовом ядре не сообщается. Но я думаю вскорости, когда все устанут ждать чего-то нового в области музыкальных программ, появится он единственный и неповторимый... А Jeffrey Lim зря отошёл от дел. Мог бы помочь тому же Oliver Lapisque, потому что и Modplug Player и Modplug Tracker довольно таки классно сделаны. Пользователям FT и IT практически не придётся переучиваться при переходе на Modplug Tracker (на себе испытал, хотя я в нём не работаю).

Всё вышеизложенное целиком и полностью является собственным мнением автора. Если кто-то не согласен, пишите, опровергайте, поправляйте.

P.S.: Этот проектик, над которым я работаю, появится, я думаю, к 2000 году на http://msw.narod.ru/ и вы сможете оценить мой первый проект в Buzz'e.

Gene J.B.

Вернуться в раздел

Dreams...
Отправить письмо дизайнеру
к началу страницы
copyright © 1997-2024 t.r.a.c.k.e.r.s
All Rights Reserved