News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Трекеры

Трекерные хитрости FT и IT

Fast Tracker

Хитрость #1

В редакторе семплов можно менять форму волны. Удерживая правую кнопку, поводите мышкой на семпле — что-то вроде кисти в PaintBrush. Этим способом можно исправлять неточности в семпле, щелчки и т.д.

Максим Булавин

Хитрость #2

Можно заставить Drum-loop звучать интереснее, чем он есть на самом деле. Сначала конечно необходимо подогнать его по BPM, а затем расставить следующие эффекты:

00 C-4 40 A0A
01 ... 40 A00
02 ... 40 A00
03 ... 40 A00
04 ... 40 A00
05 ... 40 A00
06 ... 40 A00
07 ... 40 A00
(и снова также)

Максим Булавин

Хитрость #3

Есть еще одна удобная штука в FT2, о которой мало кто знает — можно менять номера инструментов в треке/паттерне/блоке автоматически. Допустим, вы написали тему струнных на нескольких каналах, затем нужно скопировать ее, но звучать она должна уже другим инструментом. Вручную это была бы жутко долгая работа. Fast tracker может сделать это сам, для этого:

  1. Выделяете нужный блок
  2. Включаете окно "Adv. edit"
  3. Выбираете в окне банка инструментов нужный (он будет "New number"), а слева от него номер старого инструмента, который в блоке ("Old number")
  4. Жмете в окне "Instr.remap" кнопку "Block" и все — инструменты в блоке заменены.
Аналогично можно заменить все инструменты в треке, паттерне и всем модуле.

Максим Булавин

Хитрость #4. Управление буфером.

В FT имеется очень удобная возможность расставлять эффекты поверх уже написанных нот из буфера. Для этого нажмите кнопку "Adv.edit" (расширенное редактирование). Справа от меню "Instr.remap" появится примерно такое окошко с кнопками:

|--------------------------------|
| x Masking enabled              |
|                                |
|                       C P T    |
| Note                  x x .    |
| Instrument number     x x .    |
| Volume column         x x .    |
| Effect digit 1        x x .    |
| Effect digit 2,3      x x .    |
|--------------------------------|

Здесь можно выбрать, ЧТО будет копироваться в буфер — только ноты, эффекты, громкость и т.д. Если я правильно понял, C — блок/выделение, P — паттерн/паттерна, T — трек, канал

Отметив пункты так, как показано ниже, в буфер будут складываться только колонка громкости и эффекты:

|--------------------------------|
| x Masking enabled              |
|                                |
|                       C P T    |
| Note                  . . .    |
| Instrument number     . . .    |
| Volume column         x x .    |
| Effect digit 1        x x .    |
| Effect digit 2,3      x x .    |
|--------------------------------|

Если отключить функцию "Masking enabled", то все параметры копирования "по маске" будут отменены.

Максим Булавин

Хитрость #5. Прыжки курсора.

Имеется еще одна весьма полезная возможность — перемещать курсор после ввода очередной ноты/эффекта на необходимое число строк. Я пользуюсь этой функцией почти постоянно: от расстановки ударных до эффектов. Найдите вверху постоянного окна (чуть ниже логотипа FAST TRACKER) кнопку "Add. 01" (и справа две стрелки). Число указывает сколько строк пропускать после ввода; максимальное — 16.

Максим Булавин

Хитрость #6

Для создания псевдостерео надо на одном треке пустить этот сэмпл сместив его влево, а на другом треке — вправо, при этом на одном из треков этот сэмпл должен быть пущен с другой позиции. Например:

трек 0         трек 1
C-5 P0 000 C-5 PF 901

Phantom

Хитрость #7

Для грамотного создания loop-сэмпла необходимо чтобы уровень волны на обеих концах был просто одинаковым. Щелчок возникает при некотором перепаде этих уровней. Если все точно, то сэмпл на стыке не будет щелкать. Вторичный щелчок может возникать из-за тембральной окраски начала или конца лупа или слишком сильного изменения гармонических составляющих. Как правило хорошо зацикливаемые сэмплы имеют участок с равномерным звучанием (без сильных изменений окраски и тембра). В некоторых трекерах существуют функции автоматического нахождения начала и конца loop. Также эта функция есть в утилите для работы с банками и сэмплами — Awave.

Gene J.B.

Хитрость #8

При создании стерео не рекомендуется использовать крайние (00, FF) значения эффекта паннинга. В ряде случае это несколько странно звучит, поскольку человек не может слышать звук одним избранным ухом.

Ударные оптимально размещать ближе к центру (70-80). Особенно это важно при исользовании бочки (kick) или снэр (snare). Тарелки (hihats) и разную мелкую перкуссию лучше равномерно раскидать по сторонам для создания объемного звучания драм-секции.

Если необходимо создать эффект псевдо стерео при моносемплах, на одном канале используется для ноты панниг 00, на другом, повтор этой ноты с паннингом FF и эффектом оффсет 01 (9xx в FT2). Как и со всеми эффектами — не злоупотребляйте этим, если не желаете получить механический автоматический звук. Эффект вибратто, например, может оживить звучание флейты или электронным синусоидноподобным звукам, но им так же весьма легко испортить все.

Из-за отстутствия внешних эффектов в трекерах второго поколения (реверберация — reverb, задержка — delay, холл — hall и т.п.) трекерная музыка обладает специфическим сухим звучанием. Это можно немного исправить, если продублировать канал, сдвинуть ноты вниз на одну позицию, понизить в два-три раза громкость и поставить противоположный паннинг. Получаем эффект задержки и объемность звучания.

Tangerine

Impulse Tracker

Хитрость #1. Объемное звучание.

Этот эффект лучше всего подходит долгим, мягким звукам, таким как струнные или хор. Допустим, аккорд занимает 3 канала 1-3. Сделать их плоское звучание объемным можно 3-мя способами:

1-й. Скопировать эти струнные еще на 3 канала и поставить каналам 4-6 балланс (Xxy) на левый канал, а 1-3 на правый.

2-й. Более объемный. Также скопировать каналы 1-3 на 4-6. Сместить каналы 4-6 на одну линию (или задать offset (Oxy)) и включить эффект surround (S91) на всех этих каналах 4-6.

3-й. Менее объемный, но не занимает лишних каналов. Установить баланс канала 1 на 25%, а третий на 75%. Второй остается на 50% — по центру.

treks

Хитрость #2. Фленжер и хорус.

Сделайте дубликат канала. Если это струнные или какие-то мягкие инструменты, лучше использовать вибрацию (H11) со скоростью 1 и глубиной 1. Если эффект применяется к ударным то лучше использовать медленное изменение скорости сэмпла вниз EF1 (fine slide) или даже EE1 (extra fine slide) (или вверх — Fxy).

treks

Хитрость #3

Композиционные хитрости.

Вообще говоря о музыке, неважно где написанной, в трэкере, секвенсоре, на нотном стане или где-либо еще, надо придерживаться композиционности. О чем речь?

Ну, дружно вспомним школу. Wow! Теперь — сочинение по литературе. Еще хуже :) Чего от нас добивалась учительница? Раскрытия мысли — прежде всего. Чтобы наше сочинение имело более-менее яркие (выделенные) части. Типа: название, эпиграф, вступление (предисловие), первая часть, основная часть с апогеем (пиком) действия, последняя часть, завершение и постскриптум (послесловие). ЭТО ПРИМЕР. Некоторых частей может и не быть, некоторые появятся в середине, поддерживая, развивая и видоизменяя темы, существовавшие в предыдущих частях. Наблюдается естественная зависимость количества тем от опыта музыканта. Как правило, новички, придумав одну тему, "садятся" на нее буквально верхом и изменяя один-два канала в паттернах, ваяют свое произведение. Чем больше умения, тем человек может плавнее и незаметнее для слушателя переходить по полотну своей музыки, владеть его вниманием и чувствами. Хорошим следует считать результат, когда слушатель сможет досидеть до конца ;-)

Однако есть общие советы, как оживить свою тему. Первый — сбивки (drum fills). Этим словом, если кто не знает, обозначаются переходные кусочки партий ударных инструментов, в основном рабочего ударника и альтов. К ним также частенько прибавляют цымбалы (или "тарелку", как у нас говорят). Отсутствие или малое количество сбивок резко ухудшает "слухабельность" темы, она воспринимается как более занудная и менее цепляет внимание. Естественно, выше речь шла о музыке, в которой есть более-менее продолжительная партия ударных. Также не надо делать сбивки в конце каждого паттерна :) Если это только не брейк-бит. В синтетических стилях свои законы.

Итак, если рассмотреть структуру типового трэкерного произведения, получим следующее:

[ВСТУПЛЕНИЕ] — [ПЕРВАЯ ЧАСТЬ] — [ВТОРАЯ ЧАСТЬ] — [ОКОНЧАНИЕ]

НАЧАЛО
  • или пианиноподобный инструмент задает тему;
  • или стринги начинают задумчивый дрим;
  • или вступление бас-стрингом или кислотным басом, навевающими текнократические настроения
  • или сразу начинаются ударные (обычно драм-луп, который затыкается только в самом конце)
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
  • с вероятностью 95% начинается партия ударных. Если не началась, то значит еще не закончилось вступление ;) Также нередко начинает свою занудную работу какой-нибудь кислотный или просто навязчивый ритм. Если во вступлении началась тема на пиано, то в первой части к нему добавляется эхо, если тема еще не начиналась, то тут ей самое место это сделать.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
  • или ударные ужесточаются, бас уплотняется, добавляется два-три неосновных инструмента типа пищащей на ультразвуке скрипки;
  • или старая тема затыкается и начинается новая, не менее свежая и оригинальная, при этом на пару паттернов ударные тоже затыкаются и возобновляют свою разрушительну работу после массивной сбивки.
  • при этом ясно видно, что композер одним глазом поглядывает вперед — как бы половчее подойти к ОКОНЧАНИЮ, так чтобы это не выглядело, как карета за коровой.
ОКОНЧАНИЕ
  • все темы, плавно или не очень, затухают с разным успехом;
  • все драм-лупы наконец-то затыкаются;
  • остается только бас плюс стринги, плюс ритм;
  • или далее звук доводят так, чтобы модуль можно было зациклить;
  • или оставшиеся стринги плавно затухают...
Аплодисменты (или плевки) по вкусу.

Michael Silver

Хитрость #4

Чтобы выделить какую-либо партию по глубине, надо воспользоваться эхом. Для этого на одной или большем количестве дорожек надо продублировать исходную дорожку с небольшим смещением вниз и меньшей громкостью :

Смещение следует подбирать в зависимости от темпа модуля и типа эха и вида инструмента. Поэкспериментируйте.

Также для дорожек с эхо можно (а иногда и нужно) установить паннинги, отличные от паннинга основной дорожки. Это поможет выделить как инструмент, так и само эхо.

ВНИМАНИЕ: мелочь, а надо. Ситуация — целый петтерн шла тема с эхо. Круто. Надо бы закончить. Инструмент закончится в конце паттерна 1, решили вы, а в паттерне 2 его уже не будет. Так вот — эхо ДОЛЖНО закончиться с пропорциональным смещением и на паттерне 2, если оно до туда "дотягивает".

Иначе — часть звука будет обрезано, что воспринимается негативно.

Michael Silver

Хитрость #5

Чтобы выделить инструмент по громкости, нужно продублировать его несколько раз на других дорожках:

Это самый простой прием, однако не все о нем знают.

Однако не стоит им злоупотреблять, так как в IT, например, громкость высчитывается по линейному закону, поэтому есть риск заглушить тихие инструменты. Общий баланс, а также баланс каждого из инструментов следует настраивать до и во время начала создания темы, чтобы избежать дополнительного геморроя.

Michael Silver

Хитрость #6

Мало кто использует такие интересные эффекты, как тремоло и панбрелло. Между тем тремоло+фильтры — один из основных приемов в гоа-трэнс. Кто слышал диск Мадонны "Ray of Light", тот поймет, о чем идет речь. Переливающиеся колокольчики и красивые стринги можно пустить с эффектом панбрелло, когда звук "гуляет" туда-сюда с заданной скоростью. Скорость лучше не менять.

Michael Silver

Хитрость #7

Активно работайте с паннингом. Создание полной звуковой сферы — один из показателей хорошей музыки. Не надо оставлять основную тему по центру, так как обычно там же идут и ударные и бас, которые забивают все.

Намного грамотнее было бы, пользуясь эхо, сместить тему слегка влево-вправо.

Подкладку (стринги, пэды) лучше воспроизводить с эффектом "surraund" (эффект S91), звук приобретет основу.

НОВОСТЬ : Любимые технарями открытые хэты на слабую долю можно помещать не только по центру, но и ближе к ушам :-)

Michael Silver

Хитрость #8

Если вы где-то надыбали пару драм-лупов из разных модулей — попробуйте их совместить с центральным или диаметрально противоположным паннингом. Может получиться неплохая основа для 10-минутного модуля 8-)

Michael Silver

Хитрость #9

Применяйте максимально качественные сэмплы, идеально — 16bit 44kHz.

В редакторе типа Sound Forge можно из моно-сэмпла сделать стерео. Причем реальное. Такой стереосэмпл далее можно загрузить в IT, левый канал отдельно, правый — отдельно. Выставив левому каналу крайний левый паннинг, а правому — крайний правый, и вызвав оба эти сэмпла в паттерне одновременно, получите натуральный стереозвук в трэкере.

Michael Silver

Хитрость #10

Создадим эффект фленжера. Возьмем какой-нибудь продолжительный сэмпл (лучше голосовой).

Michael Silver

Хитрость #11. Эхо в трекере.

Практика показывает, что приемлемого эффекта эхо можно добить двумя основными путями: глобальным и локальным. Наиболее примитивным, и соответственно наименее реалистичным является способ копирования канала со смещением в 2-5 пунктов (в зависимости от природы сапла и темпа) и понижением громкости смещенного канала на 50-80%. Эхо становится более изощренным, если продублировать канал еще раз, но с большим смещением и меньшей громкостью, нежели в первом клоне. Этот способ является "локальным" т.е. где сделал — там что-то и услышал. Минусов множество: эхо нереалистично, основной канал и дополнительный (е) канал(ы) могут сливаться в диссонансе (т.е. А-5 64 и А#5 24 в конечном итоге выльются в какофонию с громкостью 88), забиваются каналы, а также в случае многократного loop'a пэттерна из-за смещения соседних каналов эхо будет отсутствовать в начале звучания в течение энного времени. Конечно, можно заполнить пробелы в начале, но в случае необходимости внедрения эффекта в большом количестве пэттернов, начнется Сизифов Труд (tm).

Второй локальный способ воплощения эхо-эффекта заключается в растаскивании нужной мелодии на несколько каналов (лестница). При этом достигается некий эффект полифонии, а эхо можно дописывать вручную, т.е. брать громкость -50-80% от основной и в этих же каналах переписать мелодию со смещением. Эффект усиливается при угасании громкости повтора каждой ноты.

1	A-5 64
2	           
3	A-5 32
4	            C-6 64
5          A-5 20
6            	C-6 32
7            
8	  		E-6 64

Причем громкость лучше давить инфобайтом Dxx. Эстетичнее.

Последний локальный способ заключается в смещении и уменьшении громкости, как в первом случае, но с оффсетом Oxx. Причем значение оффсета подбирается научным тыком в зависимости от длины и природы сампла. Особенно эффективно при использовании на драм-секциях с максимальным оффсетом.

Но это все несерьезно, пошло и некультурно. Истинное эхо достигается путем редактирования громкости в инструментах (если Вы, упаси Бог, не видите разницы между инструментом и самплом — прекратите прочтение данной статьи немедленно :).

В Impulse Tracker (извиняюсь перед пользователеми Fast, но мне не дано понять как там вообще делать что-либо) в редактировании инструментов необходимо выставить кривую громкости в виде уменьшающейся периодической параболы ( ну или лестницы, так быстрее и доступнее для понимания), причем переиодичность пропорциональна количеству ударов в минуту. Допустим, BPM=120. Можно взять 20 ticks за шаг, т.е. получится 6 угасающих волн (зигзагов ступенек — кому что нравится).

В довершение советую отредактировать там же panning, причем тоже пропорционально BPM и писать мелодию с разумной полифонией.

Использование Grand Piano в трех каналах с подобным эхом дает результат, вполне сравнимый со студийной записью например Children (c) Robert Miles.Да, чуть не забыл: не забудьте сделать приличный loopback сампла, чтобы в loop'е был ровный неменяющийся звук с постоянной громкостью (усредненный) и изначальным тембром сампла.

Конкретные примеры всех способ можно будет услышать very soon, как только найду возможность залить куда либо творчество группы INSANE, участником которой является и Ваш покорный слуга.

SAGE // INSANE

Хитрость #12. Обратная паттерна.

Это просто забавный прикол времен старой трекерной школы. Встречен случайно всего в одном модуле 1988 года. Фокус не работает почти во всех современых плеерах и обратная паттерна пропускается.

Програмируется двумя старыми командами — Bxx (переход на паттерну, где xx — ее номер в списке листов паттерн музыки) и Cxx (переход на строку). Как это выглядит практически — вы видите на картинке изображенной ниже.

Игорь Чистик

Хитрость #13. Surround в морг.

Пpикол: pэндеpю в MikIT'e одну из доpожек модуля "P.S." — ту, котоpая содеpжит только эффекты, и накладываю на нее pевеp... Чтобы не ждать пока обpаботается весь 4-минутный WAV, выделяю только непустые фpагменты и делаю pевеp на них. Все ноpмально... Потом вдpуг — БАЦ! — на одном куске pевеp не pаботает! Как же так? :) Что за глюк? Говоpю: "Sound Forge, сделай-ка мне pевеp!". Sound Forge: "Да пожалуйста! Готово.". Смотpю — ни хpена не изменилось! Слушаю — ну, естественно, тоже pазницы никакой по сpавнению с тем что было до pевеpа. Hу, думаю, пеpезагpузить машину что ли — памяти там не хватает или еще чего...

Оказалось: IT-шный surround. Hикогда не любил я surround, а тут на одну ноту все-таки поставил. И поплатился :) Конечно, можно было наложить pевеp на левый и пpавый канал по-отдельности, но я бы не pискнул оставлять в саундтpэке такие глюки с пpотивофазами, да еще усиливать их pевеpом. Поэтому я поступил следующим обpазом: пpавый канал пpопустил чеpез хоpус, а левый — чеpез эквалайзеp. Сpазу появилась pазница между каналами (и, что очень кстати, на слух не особо заметная). Тепеpь можно смело накладывать pевеp — получается чудесно :)

Вывод: команды surround'a — в моpг. Лучше добавить паpу каналов и на них помудpить с эхом, оффсетами и фильтpами.

Manwe

Вернуться в раздел

Dreams...
Отправить письмо дизайнеру
к началу страницы
copyright © 1997-2019 t.r.a.c.k.e.r.s
All Rights Reserved