News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Мастер-класс

Диссонанс

В классической музыкальной теории диссонанс определяется как неблагозвучное сочетание некоторых интервалов. Определение не очень то утешительное, и действительно, диссонанс отвергался и отвергается многими музыкантами, как что-то атональное и абсолютно негармоничное и как следствие совершенно немузыкальное. Но если поглубже покопаться в классике можно найти много случаев использования диссонирующих созвучий для создания определенного эмоционального напряжения или имитирования различных природных и антропогенных явлений :) Невообразимое сонмище полезных примеров можно найти в творчестве адепта атональной музыки — господина Стравинского (кстати очень мною уважаемого …) ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!!! Если Вы привыкли творить спокойно-размеренные хаус композиции для фонового прослушивания или для ненапрягающего дансинга в окружении сексапильных барышень (4/4, 140 уд. в мин.), то дальнейшее прочтение данной статьи не только вызовет ироническую усмешку, но и утвердит Вашу уверенность в правильности выбранной стилистики … Но если Вы, напротив, посвящаете себя целиком и полностью разработке нового звучания, параноидальных секвенций, и галюциногенных грувов, наполняя каждое созвучие искренними излияниями Вашей души, то активное использование диссонанса добавит в Вашу музыку особую изюминку …

Итак, какие же созвучия зовутся "неблагозвучными". Стоит выделить основные:

  • малая секунда (1/2 тона)
  • большая септима (7 и ? тона)
  • тритон (3 тона) — мой любимый
  • малая секста (4 тона) и т.д.

Ари желании можно найти и еще парочку, это зависит от Вашего чувства гармонии (один мой приятель, не музыкант, принимает за благозвучие "аккорд" E-F-Fis). Стоит опробовать все эти интервалы на любом инструменте, которым Вы владеете и выделить наиболее интересные для Вас, потом немного поэкспериментировать с вставкой диссонансов в гармонические последовательности и понять навсегда, что музыка без диссонансов, как водка без пива :)

Перейдем к креативной части , т.е как такую прелесть можно использовать на практике. Первый и самый простой способ — это применять неустойчивые (диссонантные) ступени в прогрессии аккордов или движении баса, явным примером может служить использование ступени B в тональности C и соответственно уменьшенного септаккорда В как завершающего перед возвратом в тональный центр. Пример последовательности : Cm — Dis — Aism — Bdim — Cm, это конечно не гениально, но достаточно показательно … Подобные трюки можно вытворять и с другими интервалами, однако всегда стоит помнить о неустойчивости диссонантной ступени и ее тяготении к устойчивости, другими словами, если вы не фанат театра абсурда, то абсолютно незачем нагромождать диссонансы один на другой, тогда просто потеряется вся суть их использования… Еще несколько слов о басе: при игре 8-ми нотами, обыгрывая какую-либо гармоническую последовательность, можно использовать множество неустойчивых интервалов не задерживаясь на них, а применяя их как ступеньки к следующему аккорду. Такую технику часто используют джазовые басисты :)

Да если все это хозяйство исполнять перегруженным и отфильтрованным синт звуком можно получить вещи просто запредельные… Кстати, подобный подход можно применять и для мелодических фраз.

Подхожу к самому спорному месту, о применении диссонантной гармонизации, (если кто не знает, то гармонизация это дублирование одной партии другой с применением интервалов, входящих в гамму исходной партии) само понятие гармонизации в принципе отметает использование "чужих" нот в гамме, однако стоит попробовать, уверяю, кое-что интересное может и выйдет. Простейший пример диссонантной гармонизации можно реализовать в любом аналоговом синтезаторе, расстраивая тон-генераторы на малые значения, звук получается жирнее и "пьянее" (я называю это так, может у вас возникнут другие ассоциации). А если же попробовать гармонизировать какую-то тему или отдельную фразу Вашего произведения диссонантными интервалами, то можно получить либо откровенную чушь (98% случаев), либо нечто совершенно неповторимое (2% случаев). Как видно из процентного соотношения, такой вид гармонизации — вещь непредсказуемая и довольно сложная, но в то же время открывает необъятные просторы для экспериментов. Так что после прочтения сразу за инструмент и в бой!!!

Так вот, к чему весь этот базар (в умных книжках эту часть называют "вывод" или "резюме") , а к тому что не надо бояться диссонансов, а нужно направить их разрушительную силу в мирное русло, однако не стоит также злоупотреблять их использованием (собственно, как и других музыкальных приемов). Примером использования диссонантных интервалом может послужить моя композиция Xeron из альбома Troubleshooting на моей страничке по адресу www.blacknail.da.ru. Приятного прослушивания и до новых встреч.

Blacknail [B.D.P.]

Вернуться в раздел

Dreams...
Отправить письмо дизайнеру
к началу страницы
copyright © 1997-2024 t.r.a.c.k.e.r.s
All Rights Reserved