Мастер-классПриемы работы с ударными в трекере
Когда-то давно, когда компьютеры
были большими, а винчестеры маленькими, собирались в кучки люди различной
волосатости, брали в руки гитарки и прочие ионики и играли на них...
в риалтайме. Просто невозможно в это поверить!!! И самым уважаемым
(из-за громкости) был такой человечек — ударник. Он был самым резким
из всех и восседая на круглом табурете в окружении различных непонятных
штуковин, только по одному ему известному алгоритму, колошматил по
шкурам и желтым железякам. Его тайное искусство было просто необходимо
для выразительности звучания всей банды.
Прошли годы, умные люди придумали саунд бластер
(Ом мани падме Хум!!!) и программы для сочинения музыки на компьютере
(Аллах Акбар!!!) и тут началось…
Но куда ж ты денешься без того древнего искусства
длинноволосого шамана? Да никуда, надо наводить справки, слушать других,
учиться на своих ошибках итд. Я, как "живой" ударник, никогда при занятии
трекингом особо не задумывался о том как набирать барабаны, я просто
делал так, как я бы это играл сам, вот и все. Ха-ха-ха, скажете вы,
- это же проще пареной репы! Сюда бочку, сюда рабочий и зацикливаем
на всю песню. Можно конечно и так, однако есть моменты, которые стоит
упомянуть для того, чтобы трек звучал живее и интереснее
Как не крути, все равно, для того, чтобы понять
систему компьютерных ударных инструментов необходимо узнать (знать)
кое-что об ударных живых. В оригинале, ударные инструменты в живой музыке
служат для ритмического обрамления и выделения долей. Большинство ритмических
рисунков и манер исполнения в компьютерной музыке просто копируются
из эстрадной, джазовой или классической (!) школы ударных. Поэтому надо
знать кое-что о теории, а практика не потребует длительной тренировки
координации и звукоизвлечения... Для начала простейший пример.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
/
- сильная доля такта
/,
_._ — слабые доли такта
В
- большой барабан, бочка
S
- малый барабан, рабочий
Cl
- хлопок, клэп
ch
- закрытый чарльстон, хет
oh
- открытый чарльстон, хет
s,
ch — шестнадцатая нота
~s
- форшлаг
Мы имеем один такт на 4/4, 140 уд. в мин.,
что же делать. Попробуем простейшее:
/_._._/_._._/_._._/_._._
B S
B
S
ch.ch.ch.oh.ch.ch.ch.ch
Таким макаром сыграл бы любой начинающий, но
это же просто и тупо, нужно же придумать что-то более интересное… Допустим
мы делаем транс или хаус, тогда: подбираем подходящие звуки, например
909 набор Роланда, ну или что-то еще в этом же духе и начинаем
экспериментировать
/_._._/_._._/_._._/_._._
B Cl B
Cl
oh oh oh
oh
ch chch ch chch
Ну, конечно же, мы этим не ограничимся, можно
добавлять еще море разных мелких фишек, расширять количество звуков
и каналов, добавлять сбивки, главное — в том же духе.
Дальше, на этом же примере, мы рассмотрим некоторые
приемы работы с ударными.
Шаффлинг
Что примечательно, иногда используется шаффлинг
(shuffling) — изменение длительности слабых и сильных долей, создается
впечатление "раскачивания" — groove. В Rebirth это реализуется просто
легким покручиванием одноименного "потенциометра", а что же делать трекерщику?
и тут есть выход! А слышали ли вы о такой командочке, как Ахх? Так вот,
попробуйте набрать вышеописанный пример в паттерне на 64, со скоростью
06, а затем в свободном столбце проделайте следующее: в первой линейке
А06, а в третьей А05, пометим 4 строчки и скопируем до конца паттерна.
Запускаем … Ну как? По-моему очень даже интересно…
Динамичекая и агогическая синкопа.
О как приятны эти слова любителям джаза и прочей
музыки ломанных ритмов. Весь прикол синкопы состоит в намеренном ритмическом
диссонансе, позволяющем "оживить" музон. Наш простенький пример можно
заточить и под брейкбит!!! Надо только знать как … Впредь, я больше
не буду упоминать о наборах звуков, делайте, что хотите … Итак, каким
же образом будет выглядеть наш отрывочек? А вот так:
/__.__.__/__.__.__/__.__.__/__.__.__
B B S
sBs
B S
s
ch. ch. ch. ch. ch. ch.
ch. ch
Ну как? Ну не "химические братья", зато база есть.
Форшлаги
Едем дальше. Форшлаг есть ни что иное, как "предыхание", т.е начало
проигрывания ноты до ее законного времени и места, приблизительно вот
так:
/__.__.__/__.__.__/__.__.__/__.__.__
B B S
~sBs
B S
~s
ch. ch. ch. ch. ch. ch.
ch. ch
В Импульсе этот прием можно реализовать несколькими
путями
1) команда "retrigger"
- Qxy (х-громкость, у-количество повторений)
2) использование "перевернутых"
(inverse) звуков
Трель — DrumRoll
Если вы заядлый джанглист, то наверняка неоднократно
слышали своеобразные "трески" малого барабана — это и есть трель. На
самом деле это просто игра 32-ми нотами. Реализуестся: на малых скоростях
при помощи Qxy, а на больших — повторением подряд одной и той же ноты.
Конечно же можно бесконечно говорить об особенностях
ударных в разных направлениях музыки, но я не буду этого делать, так
как любой музыкант придерживается своего взгляда в этом вопросе. Главное
постичь идею, а дальше просто практика, а вот о чем стоит поговорить
более серьезно, так это об "обработке" и подборе звуков. Зачастую, путем
нехитрых манипуляций можно превратить неказистый паттерн в "конфету",
но как же этого добиться? Единого рецепта, конечно, не существует, но
есть определенные хитрости и приемы для этой цели.
Полезные советы
- При подборе ударных звуков можно пользоваться уже готовыми оцифровками,
подвергая их тщательной очистке и фильтрации в саунд эдиторах (кому
какой нравится) и вставлять в трек.
- Наряду с использованием одиночных звуков (single shot), я также
использую готовые ритмические рисунки (loops) и "нарезки" (split loops).
Это, конечно, увеличивает размер файла, но придает песенке интересные
оттенки.
- Брейки (сбивки или переборы) лучше брать уже оцифрованные и не
изобретать велосипед ;)
- При подборке и расстановке звуков в первую очередь необходимо
руководствоваться
чувством меры и гармонии, чтобы не было "переборов" и "недоборов".
- Значительно оживляют композицию отдельные маленькие забавные звучки,
которые появляются в самых неожиданных местах, не ленитесь их расставлять.
- Не стесняйтесь применять резонантные фильтры к ударным инструментам,
у Мадонны во Фроузуене прикольно получилось :)
- Панорама!!! Не забывайте, это грозное оружие против скуки в песне!!!
- И конечно же, старое доброе эхо. Тут больше нечего сказать, ну
типа ноу коммент
Это далеко не все, что нужно знать, это всего
лишь поверхностные общие знания, которые требуют детализации и дальнейших
экспериментов. Я планирую в дальнейшем продолжить рассказ на эту тему,
и в качестве обратной связи, предлагаю вам выбор продолжения (этакий
элемент интерактивности). Пожелания и комментарии приветствуются two@termik.uintel.net.ua. И еще, добро пожаловать на мой сайт : www.blacknail.da.ru
Blacknail [B.D.P] Вернуться в раздел |