News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Мастер-класс

Приемы работы с ударными в трекере

Когда-то давно, когда компьютеры были большими, а винчестеры маленькими, собирались в кучки люди различной волосатости, брали в руки гитарки и прочие ионики и играли на них... в риалтайме. Просто невозможно в это поверить!!! И самым уважаемым (из-за громкости) был такой человечек — ударник. Он был самым резким из всех и восседая на круглом табурете в окружении различных непонятных штуковин, только по одному ему известному алгоритму, колошматил по шкурам и желтым железякам. Его тайное искусство было просто необходимо для выразительности звучания всей банды.

Прошли годы, умные люди придумали саунд бластер (Ом мани падме Хум!!!) и программы для сочинения музыки на компьютере (Аллах Акбар!!!) и тут началось…

Но куда ж ты денешься без того древнего искусства длинноволосого шамана? Да никуда, надо наводить справки, слушать других, учиться на своих ошибках итд. Я, как "живой" ударник, никогда при занятии трекингом особо не задумывался о том как набирать барабаны, я просто делал так, как я бы это играл сам, вот и все. Ха-ха-ха, скажете вы, - это же проще пареной репы! Сюда бочку, сюда рабочий и зацикливаем на всю песню. Можно конечно и так, однако есть моменты, которые стоит упомянуть для того, чтобы трек звучал живее и интереснее

Как не крути, все равно, для того, чтобы понять систему компьютерных ударных инструментов необходимо узнать (знать) кое-что об ударных живых. В оригинале, ударные инструменты в живой музыке служат для ритмического обрамления и выделения долей. Большинство ритмических рисунков и манер исполнения в компьютерной музыке просто копируются из эстрадной, джазовой или классической (!) школы ударных. Поэтому надо знать кое-что о теории, а практика не потребует длительной тренировки координации и звукоизвлечения... Для начала простейший пример.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
                / - сильная доля такта
                /, _._ — слабые доли такта
                В - большой барабан, бочка
                S - малый барабан, рабочий
                Cl - хлопок, клэп
                ch - закрытый чарльстон, хет
                oh - открытый чарльстон, хет
                s, ch — шестнадцатая нота
                ~s - форшлаг

Мы имеем один такт на 4/4, 140 уд. в мин., что же делать. Попробуем простейшее:

/_._._/_._._/_._._/_._._ 
B      S       B       S       
ch.ch.ch.oh.ch.ch.ch.ch

Таким макаром сыграл бы любой начинающий, но это же просто и тупо, нужно же придумать что-то более интересное… Допустим мы делаем транс или хаус, тогда: подбираем подходящие звуки, например 909 набор Роланда, ну или что-то еще в этом же духе и начинаем экспериментировать

/_._._/_._._/_._._/_._._ 
B     Cl       B       Cl
   oh     oh     oh      oh
ch  chch  ch   chch

Ну, конечно же, мы этим не ограничимся, можно добавлять еще море разных мелких фишек, расширять количество звуков и каналов, добавлять сбивки, главное — в том же духе.

Дальше, на этом же примере, мы рассмотрим некоторые приемы работы с ударными.

Шаффлинг

Что примечательно, иногда используется шаффлинг (shuffling) — изменение длительности слабых и сильных долей, создается впечатление "раскачивания" — groove. В Rebirth это реализуется просто легким покручиванием одноименного "потенциометра", а что же делать трекерщику? и тут есть выход! А слышали ли вы о такой командочке, как Ахх? Так вот, попробуйте набрать вышеописанный пример в паттерне на 64, со скоростью 06, а затем в свободном столбце проделайте следующее: в первой линейке А06, а в третьей А05, пометим 4 строчки и скопируем до конца паттерна. Запускаем … Ну как? По-моему очень даже интересно…

Динамичекая и агогическая синкопа.

О как приятны эти слова любителям джаза и прочей музыки ломанных ритмов. Весь прикол синкопы состоит в намеренном ритмическом диссонансе, позволяющем "оживить" музон. Наш простенький пример можно заточить и под брейкбит!!! Надо только знать как … Впредь, я больше не буду упоминать о наборах звуков, делайте, что хотите … Итак, каким же образом будет выглядеть наш отрывочек? А вот так:

/__.__.__/__.__.__/__.__.__/__.__.__
B     B     S           sBs    B     S            s
ch.   ch.   ch.  ch.  ch.    ch.   ch.   ch

Ну как? Ну не "химические братья", зато база есть.

Форшлаги

Едем дальше. Форшлаг есть ни что иное, как "предыхание", т.е начало проигрывания ноты до ее законного времени и места, приблизительно вот так:

/__.__.__/__.__.__/__.__.__/__.__.__
B     B     S           ~sBs    B     S         ~s
ch.   ch.   ch.  ch.  ch.    ch.   ch.   ch

В Импульсе этот прием можно реализовать несколькими путями

    1) команда "retrigger" - Qxy (х-громкость, у-количество повторений)
        2) использование "перевернутых" (inverse) звуков

Трель — DrumRoll

Если вы заядлый джанглист, то наверняка неоднократно слышали своеобразные "трески" малого барабана — это и есть трель. На самом деле это просто игра 32-ми нотами. Реализуестся: на малых скоростях при помощи Qxy, а на больших — повторением подряд одной и той же ноты.

Конечно же можно бесконечно говорить об особенностях ударных в разных направлениях музыки, но я не буду этого делать, так как любой музыкант придерживается своего взгляда в этом вопросе. Главное постичь идею, а дальше просто практика, а вот о чем стоит поговорить более серьезно, так это об "обработке" и подборе звуков. Зачастую, путем нехитрых манипуляций можно превратить неказистый паттерн в "конфету", но как же этого добиться? Единого рецепта, конечно, не существует, но есть определенные хитрости и приемы для этой цели.

Полезные советы

  • При подборе ударных звуков можно пользоваться уже готовыми оцифровками, подвергая их тщательной очистке и фильтрации в саунд эдиторах (кому какой нравится) и вставлять в трек.
  • Наряду с использованием одиночных звуков (single shot), я также использую готовые ритмические рисунки (loops) и "нарезки" (split loops). Это, конечно, увеличивает размер файла, но придает песенке интересные оттенки.
  • Брейки (сбивки или переборы) лучше брать уже оцифрованные и не изобретать велосипед ;)
  • При подборке и расстановке звуков в первую очередь необходимо руководствоваться чувством меры и гармонии, чтобы не было "переборов" и "недоборов".
  • Значительно оживляют композицию отдельные маленькие забавные звучки, которые появляются в самых неожиданных местах, не ленитесь их расставлять.
  • Не стесняйтесь применять резонантные фильтры к ударным инструментам, у Мадонны во Фроузуене прикольно получилось :)
  • Панорама!!! Не забывайте, это грозное оружие против скуки в песне!!!
  • И конечно же, старое доброе эхо. Тут больше нечего сказать, ну типа ноу коммент

Это далеко не все, что нужно знать, это всего лишь поверхностные общие знания, которые требуют детализации и дальнейших экспериментов. Я планирую в дальнейшем продолжить рассказ на эту тему, и в качестве обратной связи, предлагаю вам выбор продолжения (этакий элемент интерактивности). Пожелания и комментарии приветствуются two@termik.uintel.net.ua. И еще, добро пожаловать на мой сайт : www.blacknail.da.ru

Blacknail [B.D.P]

Вернуться в раздел

Dreams...
Отправить письмо дизайнеру
к началу страницы
copyright © 1997-2024 t.r.a.c.k.e.r.s
All Rights Reserved