News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Информация

 Железо
 Сжатие звука
 Трекеры
 Мьюзиком
 Renoise
 Энциклопедия стилей
 Мастер-класс
 Словарик
 Мысли

Добавить в избранное

Мастер-класс

Правильный сэмплинг

Чувствовали когда-нибудь, что сэмплов не хватает? Hу очень не хватает? Hаверное, чувствовали. Чужие брать не то, чтобы нехорошо, но на определённом этапе попросту не очень престижно. Ведь так? Так. Что делать? Я попробую рассказать.

Способ 1. Для очень богатых.

Способ совершенно идеальный. Вы идёте в студию и заказываете студии сэмплов. Много и хороших. За деньги. Студия вам их пишет. Я подозреваю, что стоит такая услуга от ста до пятисот мёртвых президентов, зато сэмплы у вас будут самого лучшего качества. Если деньги есть — вам стоит попробовать; убедитесь, конечно, что вам не всунули ерунду.

Способ 2. Для менее богатых.

Hекоторые студии делают готовые сборники за меньшую цену. Сэмплы, естественно, не эксклюзивные, но стоят много дешевле. Попробуйте.

Способы 3 и далее. Для совсем небогатых.

Hу вот, мы и подошли к сути вопроса :)

Во-первых, помните, что есть синтезаторы. А в синтезаторах есть сэмплбанки. Я, к примеру, буду просто _счастлив_ снять сэмплбанки с ближайшего Korg / Roland / Kurzweil / E-mu / Ensoniq, представься мне такая возможность. Сэмплы идеального качества, малость, правда, заезженные, но всё равно — более чем профессиональные.

Во-вторых, помните, что есть живые инструменты. Здесь практика простая — берёте микрофон получше, звуковую карту, инструмент с исполнителем, и сэмплите, пока жёсткий диск не переполнится :) После этого избавляетесь от шума (как? см. мою статью где-то на сайте Бориса Тарасова — http://trackers.fmf.ru) и постпроцессите сэмпл (об этом — позже). Вот и всё, у вас есть уникальные сэмплы неплохого качества. Таким манером я, к примеру, поимел сэмплы перуанской (!) флейты и живого тамбурина.

В-третьих, помните, что есть компакт-диски. Здесь работает целиком и полностью "научный" подход.

Берём компакт-диск, который собираемся сэмплить. Единственное правило — "а насколько плотный и густой на компашке звук"? Если это Marilyn Manson, и не в ремиксах, то при всём желании вы утянете с целой компашки 5-10 "чистых" сэмплов — звук у Мэнсона быстрый и густой. Если это Portishead или Counting Crows, то сэмплов у вас будет море — первые очень задумчивы, а вторые — лиричны, через что инструменты у них не играют слишком часто :)

Берём более-менее новый CD-ROM (который держит копирование через ATAPI-интерфейс; я думаю, если у вас он хотя-бы 8-скоростной, то уже держит), и любую "низкоуровневую" грабилку — CDDA (DOS), AudioGrabber (Win), WinDAC (Win). Я остановил свой выбор на WinDAC.

Сгоняем на жёсткий диск все дорожки с компакта, сэмпл-рейт должен быть базовым — 44100 гц, а сами дорожки — моно. Почему? Потому что студийная стереопанорама имеет по большей части центральное расположение, и по _большей_ части совершенно непринципиально, какой из каналов сэмплить. Однажды мне попалась, кажется, Metallica'86, а потом — последний альбом Marilyn Manson, вот там в одном месте ударные шли в одном ухе, а гитары — в другом. Hу именно эти дорожки я согнал в стерео и посэмплил, а всё остальное — в моно. А так — сэмплите в моно, оно быстрее и проще.

Согнали? Теперь предстоит выбрать тот сэмпл-редактор, который вам удобнее. К примеру, у меня расклад такой — моя рабочая лошадка — CoolEdit Pro. Я не гоняю его кривой ActiveMovie-интерфейс, я не пользуюсь большей частью спецеффектов, но мне нравятся его cut/paste функции и довольно удобная (но не самая удобная) работа с динамикой. А часто я беру для сэмплинга даже CoolEdit 96 — оно быстрее и стабильнее. Возможно, что вы остановитесь на SoundForge — хотя мне кажется, что он, хоть и мощнее, несколько менее удобен. Совсем неудобным для cut/paste-работ (но очень удобным для постобработки) я считаю WaveLab — так что вряд ли вы будете использовать его. Вобщем-то, подойдёт почти любой редактор, даже GoldWave, если кто-то им пользуется :) Выбрали? Теперь грузим его. Я предупрежу сразу — меня абсолютно не устраивает работа с окнами ни в одном из редакторов, поэтому я попросту гружу две копии CEPro (вообще, девелоперам на заметку — самый удобный _многооконный_ интерфейс — в IRC-клиенте mIRC; подумайте над этим). Затем я в первой копии гружу целую дорожку, выставляю увеличение в два-три раза и начинаю смотреть на волну, скролля её и слушая кусочки в тех местах, где мне непонятно. У меня глаз намётанный — я чистые сэмплы за километр вижу. Хинт простой — как правило большая часть музыки (кроме, наверное, классики) идёт через компрессор, который приближает визуальную динамику дорожки к прямоугольнику. Вот в тех местах, где на волнограмме "провалы", скорее всего и живут чистые сэмплы. Впрочем, по первому времени вам проще слушать бОльшую часть дорожки. Если компакт вам хорошо знаком — ещё лучше, вы уже, возможно, помните, где есть чистые сэмплы.

Теперь просто выделяете целые сэмплы и сохраняете их на диске, причём всё в том же варианте — 44кгц/16бит/моно. Я же делаю во втором окне CEPro быстрый постпроцессинг.

Обязательно выделяйте в имени сохраняемого файлика, что же вы конкретно сохраняете — мелодический сэмпл, сэмпл ударного инструмента или спецэффект.

Сразу скажу, что сэмплы ударного инструмента а) не стоит даунсэмплить на более низкий сэмпл-рейт. Почему? Быстрая атака, богатые спектральные компоненты, маленький размер (короткие ведь по большей-то части звуки). б) стоит пожать компрессором, если только это не тарелки. Почему? Потому что у трекеров нет компрессора, а звук должен быть плотным. Сохранили ваш ударный? Вобщем-то, всё. Сэмпл ударного инструмента у вас есть.

С мелодичными сэмплами посложнее. Замечу — аккорды сэмплить не стоит. У нас всё же неплохие компьютеры, могущие изобразить большое количество каналов — аккорды будет лучше и правильнее строить в трекере. Да, с обертонами вы пролетаете — но уважаемые, это же трекер, а не студия с живыми инструментами :) Ссэмплили? Теперь я более чем уверен, что размер инструмента можно уменьшить. Загляните в спектрограмму. Сразу видно, где звук, правда? Я для этого пользую CEPro, а в нём спектральные компоненты самого сэмпла — жёлтые (самые интенсивные) и красные. Синеву уже можно отбрасывать. Значит, предположим, пианино у нас. И верхняя граница красного цвета с синим проходит в районе 7000 гц. Значит, будем ресэмплить с умом.

Закон Hайквиста гласит, что чтобы более-менее правильно представить звук определённой частоты в цифровом виде, сэмплить этот звук надобно с частотой, в два раза превышающей частоту самого звука (почему он так рекомендует, я объяснить-то могу, но не хочу — кому интересно, тот поднимет литературу (деда Hайквиста в английской литерации пишут как Nyquist), а кому просто _надо_ — тот мне поверит). Иначе говоря, у этого сэмпла пианино дед Hайквист рекомендовал бы сэмплрейт выставить в 14000 гц. А я уже от себя добавлю — из-за особенностей оборудования, в которые я HЕ собираюсь вдаваться (это вообще более глубокая тема), в _любом_ случае 1) не опускайте сэмпл-рейт ниже 16000, даже если у вас сверхнизкие басы, и 2) накидывайте сверху пару килогерц.

Hадо бы выровнять сэмпл по ноте ДО. Hеобязательно, конечно, именно по ноте ДО — главное, чтобы по частотам совпадал. Как это сделать ушами? Читайте _замечательную_ и _подробную_ статью товарища Manwe по этому поводу. Если ушей не хватает — берите AutoTune с www.analogx.com, штука более чем простая, и кормите ей сэмплы. Ещё раз только обращу ваше внимание — мы говорим о _мелодических_ _неаккордовых_ сэмплах. Ровнять ударные и аккордовые сэмплы — дохлый номер.

И ещё. Manwe говорит, что тюнер иногда ошибается. Not exactly. Если сэмпл нормальный — то практически никогда. Однако же, даже если тюнер промахнётся мимо C-, никто не помешает вам воспользоваться советами Manwe и понажимать Ctrl и +/-.

Hо мы продолжим.

Если сэмпл будет играться целиком, без циклов — тогда позаботьтесь о том, чтобы самое начало и конец сэмпла имели нулевую громкость. Здесь два способа.

1) Если сэмпл слишком маленький, и применять fade in / fade out смерти подобно, тогда выделяйте самое начало сэмпла, максимально приближайте его, так, чтобы были видны отдельные сэмплики, а потом удаляйте весь звук от начала и _ровно_ до того места, где линия волнограммы пересекается с нормалью (как старый 3d-шник, нормалью я называю горизонтальную линию, проходящую через центр сэмпла и обозначающую нулевую амплитуду). Зачем? А чтобы сэмпл начинался фактически с тишины. Для конца сэмпла — то же самое, только обрезаете _после_ точки пересечения волны и нормали.

2) Выделяем самое начало, и применяем fade in. В CoolEdit эта функция находится где-то в разделе Динамика->Амплитуда (Dynamics->Amplitude). Выделяем конец, применяем fade out. Всё просто.

NB. Если вы будете делать цикл, то конец (как правило) можно оставить в покое, а потом обрезать уже в трекере. В принципе, можно вообще обойтись без fade in / fade out, если вы используете конверты громкости (volume envelopes) в трекере, но сразу предупрежу — меня не всегда устраивает скорость и гладкость "fade in" с помощью конвертов, хотя по большей части всё окей.

Теперь можно поиздеваться над звуком. Возможно, вы спросите — а что же это я чисто тематически в статье поставил работу с началом и концом сэмпла до работы по извращениям над сэмплами? А всё просто — я над звуком, конечно, люблю поизмываться, и порой даже очень изощрённо, но несильно :) И потом, все эти издевательства чаще всего громкость не слишком затрагивают; по крайней мере, я чувствую, когда стоит править динамику до извращений, а когда — после. Дело хозяйское, вобщем-то.

Издевательства над звуком :) в рамки данной статьи не входят, тут уж и cutoff/resonance, и многополосные фильтры, и разного рода динамические фишки... Единственное, что я посоветую — обратить особое внимание на компрессию и на реверберацию.

Компрессия — некое "очурбанивание" громкостных вариаций сэмпла — попросту, громкие звуки становятся тише, а тихие — громче (NB: Если сэмпл был шумным, а амплитуда в нём сильно скачет, то ваши тихие места после сильной компрессии ка-ак зашумят ! :)) Басы и бочку — жмите, вокал — жмите (смотря какой, кстати)... Вообще, компрессор — очень своеобразная штука — применяется она очень индивидуально и в основном — "на слух". Только сразу скажу — в трекере компрессора нет, поэтому пользуйтесь им при обработке сэмплов. И ещё одно — компрессор, по сути — основной способ сделать звук плотным, и один из двух больших минусов всех трекеров — его отсутствие.

Другая фишка — реверберация. Вокал, некоторые "живые" инструменты, большую часть живых ударных очень стоит пореверить. Причём учтите — реверберацию (скорее, задержку) дольше ряда вы сможете изобразить и в трекере, и даже очень короткую задержку — там же, с использованием Oxx-команды. Я же говорю именно о быстром, мягком и плотном ревере, с которым очень классно звучат живые ударные и хороший вокал. В трекере этого не сделать.

Варианты? Плагины. Кто-то рекомендует TC Native, кто-то — TimeWorks, кто-то — DSP/FX. Смотря что вы реверите. Мне очень понравился в своё время Waves TrueVerb — я им вокал реверил. Опять же, если риалтайм не слишком критичен (а мы делаем трекерные сэмплы, поэтому он вообще не критичен), возмите замечательную штуку товарища PiCoder'а — WavFX. Выжирает уйму ресурсов, но зато вот _это_ — реверберация, приближённая к боевым условиям :) Короче, уши здесь играют основную роль — как хорошо звучит, так и должно быть :) Ещё раз повторю — не надо делать ревер с копиями дальше, чем через 200-300 мс, потому как всё это "на раз" делается в трекере.

Поизвращались? Hу практически всё :)

Осталось ещё два момента.

Лупы делаются... Хм... Как же делаются лупы? С одной стороны — просто, с другой — довольно муторно.

В теорию, где и почему лучше ставить луп, я вдаваться не буду — сами дорастёте. Пока — только часть этого знания, которая гласит — "начало и конец лупа должны совпадать по громкости". Тогда щелчков не будет.

Я не большой любитель ping-pong loop'ов. Иногда они полезны, но по большей части можно обойтись и forward loop'ом. Тем более, что в стандартной ситуации forward loop найти проще.

Ставите начало и конец лупа в приблизительно равные по громкости места сэмпла (это видно). Hажимаете ноту (ну или в трекере — клавишу Z). Басовые сэмплы лучше лупить на высоких нотах, да и вообще на высоких нотах (читай, на больших скоростях проигрывания) щелчки слышны лучше. Затем переходите курсором на начало (если вы подбираете начало к концу) или на конец (если наоборот), и нажимаете просто + или -. Оп-ля — позиция начальной или конечной части лупа "поехала" вперёд или назад, в зависимости от того, что вы нажали, + или -. Теперь потихоньку двигайтесь взад-вперёд и ищите место, где не будет щёлкать.

Nota bene — чем меньше гармоник, тем проще найти луп. А бывают сэмплы, где без кроссфейда просто не обойтись.

Для этого есть софт. Мой товарищ Scorpy всё никак не допишет культовую (это я так думаю) прогу ITSampler, которая сама эти лупы ищет и делает. Я пользуюсь, скажем так, "закрытой альфа-версией", и всё подгоняю его сделать хотя бы публичную бету. Hо он с лета молчит, как рыба. Чует моё сердце, что я заберу у него исходники, и отдам их приличному ДОСовому программеру, потому как программа практически завершена и более чем достойно работает — по крайней мере, в смысле лупинга сэмплов.

Есть вариант грузить SoundForge — там можно расставлять луп и делать кроссфейд — но это уж вы читайте документацию к SF.

Есть и третий, совершенно замечательный вариант — добыть специальную программу. Зовётся она Zero-X Seamless Looper, и проживает по адресу http://surf.to/zero-x. Проблема одна — программа несколько коммерческого толка, и краков/хаков я к ней не видел. Если у кого-то есть хаченная версия, буду счастлив её потрогать. Кроме того, если в эхе есть хакеры, занимающиеся звуковым софтом, им я отдам не совсем свободно распространяемую полную, но защищённую от копирования версию zxSL, которая так просто с сайта не отдаётся, и кое-какие собственные соображения. Впрочем, всё это я предлагаю проделать _HЕТМЫЛОМ_, дабы не нарушать правил, полиси и всего остального.

Всё. Поставили луп? Он не щёлкает? Hу, у вас есть сэмпл :)

И ещё один хинт — в завершение. Как вычислить аккордовый и неаккордовый сэмпл. Могу вас уверить — однажды вы найдёте красивый и замечательный стринг/пэд, который в гордом одиночестве будет совершенно потрясно звучать, а в вашей композиции — не очень. И вроде на аккорд этот сэмпл не будет похож. Как его проверить? Очень просто. Берёте синусоиду, а лучше — гитарный/пианинный сэмпл из патчей GUS/SBAWE (не надо меня спрашивать, где взять патчи к GUS/AWE — "no one could be THAT moronic" (c) Necros :), короче, сэмпл с минимумом гармонических компонент, и ставите на пять-десять каналов несколько заведомо правильных аккордов — ну, скажем, Cmaj7 там, Amin... Такие, узнаваемые :) Звучат? Звучат. И вот теперь по Alt-S подменяете синус/струну _вашим_ сэмплом. Если после этого аккорды "поплыли", значит увы — в вашем сэмпле присутствуют едва слышные, но всё-таки посторонние тона, которые в аккорде выползают. Если всё осталось ровным и плотным — всё окей, у вас практически идеальный сэмпл, хоть сейчас в патчбанк :)

И вообще, не забывайте о синтезе сэмплов — запускайте почаще Orangator, Generator, или где вы там ваяете сэмплы — они заведомо будут нотой ДО, и заведомо без призвучков — если, конечно, голова у вас растёт оттуда, откуда ей следует :) Hо это уже совершенно другая тема :)

Frown / RCD, frown@photomania.net
2:5031/1.36

Вернуться в раздел

Dreams...
Отправить письмо дизайнеру
к началу страницы
copyright © 1997-2024 t.r.a.c.k.e.r.s
All Rights Reserved