Мастер-классСоздание эха в AY-модулях Существует достаточно много способов создания эха даже для трехканальных трекеров. Наиболее распространенными из них являются три следующих. Способ 1. Повтор мотива с отступлением на 3 кварка от основного мотива. Кварк — это самая малая часть паттерна, строка. Если длина паттерны равна 64 строкам, то в ней 64 кварка. В качестве примера используется песенка "В лесу родилась елочка". Мотив без эха Мотив с эхом
|00..A-4.1F0F|....|00..A-4.1F0F|
|01..---.0000|....|01..A-4.000A|
|02..F#5.0000|....|02..F#5.000F|
|03..---.0000|....|03..A-4.000A|
|04..F#5.0000|....|04..F#5.000F|
|05..---.0000|....|05..F#5.000A|
|06..E-5.0000|....|06..E-5.000F|
|07..---.0000|....|07..F#5.000A|
|08..F#5.0000|....|08..F#5.000F|
|09..---.0000|....|09..E-5.000A|
|10..D-5.0000|....|10..D-5.000F|
|11..---.0000|....|11..F#5.000A|
|12..A-4.0000|....|12..A-4.000F|
|13..---.0000|....|13..D-5.000A|
|14..A-4.0000|....|14..A-4.000F|
|15..---.0000|....|15..---.0000| Позиция 0 — начало мотива, позиция 1 — повторение последней ноты мотива, позиция 3 — эхо (повторение мотива с меньшей громкостью).
Способ 2: С помощью команды GLIS.
В качестве примера взята часть паттерны из "Cool Intro" от Mastsoft. Способ основан на плавном понижении-повышении ноты на меньшей громкости. |00..A-5 1F0F|
|01..--- 0000|
|02..--- 0000|
|03..--- 0000|
|04..--- 0000|
|05..--- 0000|
|06..GLIS.-01|
|07..--- 0000|
|08..GLIS.+01|
|09..--- 0000|
|10..HOLD.COM| Строка 6 — установлена меньшая громкость, строка 10 — стоп.
Способ 3. Повтор мотива с отступлением на 1 кварк от основного мотива.
Берем мотив "В лесу родилась елочка". Ведущий канал A, канал B — повтор мотива. Канал A. Канал B.
|00..A-4.1F0F|.---.1F0C|
|01..A-4.000A|.A-4.0000|
|02..F#5.000F|.---.0000|
|03..A-4.000A|.F#5.0000|
|04..F#5.000F|.---.0000|
|05..F#5.000A|.F#5.0000|
|06..E-5.000F|.---.0000|
|07..F#5.000A|.E-5.0000|
|08..F#5.000F|.---.0000|
|09..E-5.000A|.F#5.0000|
|10..D-5.000F|.---.0000|
|11..F#5.000A|.D-5.0000|
|12..A-4.000F|.---.0000|
|13..D-5.000A|.A-4.0000|
|14..A-4.000F|.---.0000|
|15..---.0000|.A-4.0000| Музыкальный сопроцессор платформы ZX (AY-8910/12) имеет всего 3 независимых друг от друга канала. Для более насыщеного звучания нужно совмещать на одном канале несколько музыкальных сопровождений. Например, ударник/бас или бас/орнамент — это не сложно. Попробуем совместить бас, ударник и орнамент на одном канале. Для начала нам потребуется: семпл барабана (его номер будет 4), два семпла тарелок (номера 5 И 6), семпл баса (номер 7), семпл орнамента (номер A) и два орнамента. Орнамент номер 3: Орнамент номер 4:
B+0 B+0
+3 +4
+7E +7E
Берем паттерну на 16 кварков. Расставляем барабаны и тарелки. 00|.C-5.4F0F|
01|.---.----|
02|.---.----|
03|.---.----|
04|.C-4.5F0F|
05|.---.----|
06|.---.----|
07|.---.----|
08|.C-5.4F0F|
09|.---.----|
10|.---.----|
11|.C-4.6F0F|
12|.C-4.5000|
13|.---.----|
14|.---.----|
15|.---.----|
00|.C-5.4F0F|
01|.F#4.7A00|
02|.---.----|
03|.---.----|
04|.C-4.5F0F|
05|.F#4.7A00|
06|.---.----|
07|.---.----|
08|.C-5.4F0F|
09|.D-4.7A00|
10|.---.----|
11|.C-4.6F0F|
12|.C-4.5000|
13|.D-4.7A00|
14|.---.----|
15|.---.----| Во второй паттерне добавили бас. Обратите внимание, мы вставили бас сразу, после барабанов и тарелок: "соединили" два семпла в один (барабан + бас, тарелку + бас). Теперь добавляем орнамент. 00|.C-5.4F0F|
01|.F#4.7A00|
02|.F#4.AF3D|
03|.---.----|
04|.C-4.5F0F|
05|.F#4.7A00|
06|.F#4.AF3D|
07|.F#4.0000|
08|.C-5.4F0F|
09|.D-4.7A00|
10|.D-4.AF4D|
11|.C-4.6F0F|
12|.C-4.5000|
13|.D-4.7A00|
14|.D-4.AF4D|
15|.D-4.0000| Барабаны, бас и орнамент довольно простые, но для одного канала это довольно не плохо! (c) Mastsoft, 1996 Вернуться в раздел |