News / Live Journal / Information / Soft / Music / Forum / Links / About project




Powered by Google
Музыка

 Архив работ
 Результаты
 Хит-парад ФИДО

 RCTC

 МузОборз
 МузКаталог
 МузИнтервью

Добавить в избранное

МузОборз

40. Сороковой выпуск.
CHIPYXA2 v/s XkCompo.
M.A.M: обзор и сравнение конкурсов.

О конкурсах в целом

Каждый конкурс, фактически, это некоторая фотография трекерства. Май 2004 года дал нам целых два снимка чиптюн-культуры. На этот раз это "Чипуха2" в классическом варианте и "XkCompo" - оба не признают степеней двойки, а довольствуются лишь десяткой (10кб у mexs'a и 100кб у dedanis'a). Dedanis все также демократичен в отношении количества модулей на душу населения. Mexs демократичен в отношении количества душ населения на один модуль.

Рецензии на конкурсные композиции получились большие и не очень-то вкусные. На этот раз я склонен описывать некоторые технические аспекты композиций. Но съесть это все, видимо, придется. Не пропадать же добру. Что ж. Приступим.

Некоторые работы ChipYxa2

"Nes #1" by MEXS (33/40 - место в народном/альтернативном рейтинге)

MEXS, судя по всему, очень уважает поколение Денди. Да я и сам, надо сказать, часто включаю какой-нибудь NES-эмулятор, чтобы руки размять, да и мозгу дать отдохнуть. И это, скорее всего, правильно: современные игры требуют от тебя какой-то обязательности, да и играть в них надо неделями. Хуже того - в них надо учиться играть! А старый добрый Денди не подведет: время освоения - 20 сек, требования к игроку - наличие спинного мозга. Впрочем, почти все мы на них выросли. Так что это песня нам и посвящается.

К слову, аппаратные возможности NES практически не отличаются от MEXS'овского набора: два канала с прямоугольной волной, один с треугольной и один - шумовой. (Кстати, неплохая идея - устроить NES-compo. Ведь, судя по прошедшим конкурсам, размер уже никого не ограничивает.) Впрочем, связь этого модуля с NES не столь тривиальна. Звучание, я думаю, здесь не причем. NES - это жизненный принцип. Брать что берется, писать, что пишется. Самое главное - быстро, легко и не задумываясь. Написание модуля - это просто очередная игруха, в которой главное, конечно же, процесс.

В целом, модуль передает необходимую атмосферу. Вот такое вот оно - это поколение NES. #1 - это, скорее всего намек на то, что просто так мы от них не отделаемся. Уж никак не хочется верить, что это #1 по качеству. Модуль, кроме того, содержит кучу неиспользованных семплов. Может быть, это нам? Скорее всего, запасено для NES #2.

"spring_onions" by curt cool/depth (20/39)

А это еще один чип-тюн. Именно чип-тюн, а не просто модуль, занимающий меньше 100кб. И если ваши внуки когда-нибудь спросят вас: "что такое чиптюн?", смело берите и ставьте этот модуль. Это одна из самых ярких иллюстраций.

Идея ЧИПУХИ2 с двумя различными рейтингами интересна. Народное признание и мнение жюри - это, так сказать, первичные данные. Я ввел еще один показатель - "народность" или попросту разность между общим рейтингом и альтернативной оценкой. Так вот. Самым народным, как ни странно, оказался именно этот модуль. Судьи оценили его на 19 позиций ниже.

Модуль, конечно же, отталкивает своей 8-битностью и 4-канальностью. Однако порой звучит куда интереснее своих 16-битных собратьев. Все достаточно органично, хотя и просто. Весенний лук?! Да, чего еще тут скажешь.

"Entribow", "Lifulsmox" by preston/paralaxeen (36/18), (37/27)

ЧИПУХА2 обрадовала двумя необычными работами, которые, как оказалось, написал один и тот же человек. Кто-то пишет музыку. А вот Entribow и Lifulsmox написаны не как музыка, а как звучание. Звук с первой же секунды охватывает и старается удержать внимание только на ритме и саунде. Погружение происходит плавно. Я даже не могу назвать это композициями, которые предполагают некоторое сочетание, структуру, взаимодействие. Это просто звуковые картины. Автор погружает нас, рассказывает о картине, а потом медленно извлекает.

Насколько они впечатляют? Ведь, пожалуй, это самое сложное - передать что-либо в звуке, в постоянной текстуре. Финские минималисты, такие как Pan Sonic, делают шум трагичным, заставляют его дышать и говорить. И все это проиходит в рамках довольно однообразного повторения! Я снимаю шляпу перед Pan Sonic. Preston же заслуживает уважения хотя бы потому, что сеет в трекерстве другую культуру и пишет другую музыку. Желаю удачи!

Наверное, этой музыке надо заболеть. Чтобы она стала ненормальной, эмоционально напряженной. Настоящая музыка не может быть нормальной, обыденной, привычной. Автору стоит больше уделять внимание деталям. Ведь если звук ползет, он должен ползти органично и живо. Просто добавление новых дорожек - это прошлый век. Трекер позволяет большее. Звуки должны жить сами по себе - иногда сбиваться, иногда менять громкость, тембр. В общем, будем ждать новых результатов в покорении саунда.

"Heyyaa djkor" by neogen/cornercut (38/23)

Это уже взрыв. И 100кб уже не имеют никакого значения. Я думаю, что автор даже не пытался втиснуть себя в эти рамки. Модуль не выдает своего происхождения. Никто никогда не скажет, что это - модуль из чиптюнкомпо. Спонтанная мелодия, сильный ритм, имеющий корни в драм'н'бейсе, но ушедший от него - все это пытается испугать нас. Ритм действительно мелкий, но уже не упругий - под него не потанцуешь. Это рок-подход. Техника шокирования.

Эта зарисовка одна из самых ненародных. Я говорю именно "зарисовка", поскольку нам достался лишь клочок из возможной композиции. Причем отражал он скорее настроение будущего проекта. А жаль. Несмотря на то, что модуль призван пугать и шокировать, ему как ни странно не хватает утонченности.

"she dancing in darkness" by neogen/cornercut (31/31)

Еще один модуль от neogen'a. Столь же напряженный, однако, более человечный. Очень очень хорошая атмосфера. Мелодия слишком просто устроена, чтобы долго вести за собой. Ей, скорее всего, не хватает акцентов, живости. Быть может, как и прошлому модулю этому не хватает некоторой проработки - иногда лидирующий инструмент просто кричит, что, собственно, не совсем оправдано. Его бы всегда услышали. А вот ритм-секция, напротив, из-за такого засилия средних теряет выразительность. Здесь ритм давит, ритм тяжелый - вокруг все должно дрожать. Но он, повторюсь, теряется и мы уже слышим какой-то метроном. Ударные перестали ужасать, а ведь могли бы.

Кстати, neogen прежде всего понравился этим самым тяжелым ритмом. Он не хочет прыгать, он просто медленно переезжает вас. Сам по себе он не воспринимается, как примитивный, хотя устроен, конечно, несложно. Весьма интересно. Это, пожалуй, единственное, что действительно впечатляет в этих композициях.

"About you" by ygrek/kcn (4/28)

Второе место по народности. Четвертое в народном голосовании. Такое звучание определило себя как успешное - не скучная, но и не перегруженная мелодика, незатейливый ритм, волны близкие к синусоидальным, как наиболее нейтральные. Все в целом дает очень простую картину. Этот модуль прост и хорош. А потому доступен и успешен. Здесь простота не есть абсолютный синоним избитости. Имеется в виду простота восприятия. По сути дела такая схема - это устойчивое состояние равновесия. Композитор, который научился писать такое, вряд ли будет радикально менять свои взгляды, чтобы потом попадать на 31 место. Если внимательно прислушаться, то подобную схему можно услышать во многих модулях: "Jassana", "Mosquitale40", "p23", "the inconceptual one", "shiny rails". Похоже, что все они - прекрасный ответ на вопрос "что такое трекерная музыка?". Или даже "что такое русский чиптюн?".

Касательно конкретно этого модуля, стоит отметить, что ему не хватило утонченности, как выражается Dedanis, прочности. Для жюри такой модуль оказался чересчур банальным. Не хватило деталей и качества, которые, к примеру, сделали свое в случае с "shiny rails".

"Powerplace" by preston/paralaxeen (18/5)

Место энергии. Заряженный модуль. Замечательная атмосфера. Впечатляет сразу. Но, увы, после некоторой проверки временем, он кажется куда проще. И слушая его в n-ый раз, что можно увидеть, если закрыть глаза? Свет далеких планет? Я лично, как только закрываю глаза, засыпаю. Может, музыка такая, а может быть, спать надо больше. 5-ое место в альтернативном голосовании. Очень даже неплохо.

"Rocky & Rocco" by Funky Fish (19/10)

С одной стороны, стандартный чиптюн западного образца - такой, какой он должен быть по определению. А с другой стороны, пожалуй, единственный модуль, в котором есть атмосфера детской беззаботности и радости. Одним словом - культ Мэри Поппинс и Пэппи Длинный Чулок. Наверное, есть чему поучиться. И нам, и Funky Fish.

Это другая культура. И сравнивать здесь что-то бесполезно. Мы пишем одну музыку, они - другую. Кто-то говорит, что пора избавляться от такого звучания, что это прошлый век, что это неактуально. Всех достали пилообразные лидирующие, грязные ударные и трекерное арпеджио. Увы, мы тоже погрязли в своих штампах. А если быть точнее - каждый в своих. К чему все эти жалобы? Мы используем устаревший софт и старые технологии и упрекаем других в том, что они остались в чуть более старой культуре.

"someone you love" by vibe/cornercut (35/15)

Если когда-нибудь вы захотите сделать что-нибудь очень нежное и плаксивое, делайте это так, как это делает Vibe. Ничего лишнего. Все, опять же, просто и красиво. Перегружая модуль (так, например, как это сделал BiTL/7Dump в "LoookInMyFancy"), вы неизбежно теряете искренность. Девушкам дарят цветы, и никто никогда не пытается изобрести невиданные растения. И, скорее всего, если писать такую музыку, то не стоит изобретать что-то новое. Будьте простыми и открытыми.

"LoookInMyFancy" by BiTL/7dUMP (10/8)

Раз уж речь зашла об этом модуле, стоит сказать, что автор "Uluru Journey" воспользовался проверенной формулой и выдал еще один вполне уравновешенный модуль. Никаких лишних призвуков, ничего не торчит. В какой-то момент мне показалось, что это просто продолжение "Uluru Journey" - и гармония, и способ построения композиции, и ритм - все в этих двух модулях говорит о том, что они идейно связаны и являются разными частями единого целого. Что это? Однообразность стиля, отсутствие новых идей? Нет, BiTL, на самом деле, умеет писать и по другому. Об этом свидельствуют и другие работы на "Чипухе", и как-то вышедший альбом "Oldscool Sadness". Однако, как мне кажется, наибольший успех у BiTL'a все же имеют модули такого направления.

В сравнении с первым экземпляром, музыка стала богаче, а модуль стал занимать чуть ли ни в два раза меньше. Явный прогресс техники. Чего, увы, нельзя сказать об идейном развитии. Идея, напротив, застыла и медленно вытачивается автором.

"sugar-loaf ride" by kuralesa (21/2)

Одна из самых необычных композиций "Чипухи2". Хотя звучит она явно по-трекерному. Kuralesa на этот раз не стал всех покорять звуком. А жаль. Но даже без этого модуль яркий, игривый и разный внутри себя. С тем самым kurales'овским безумием, быстрым перебором и непостоянностью. А вот как раз постоянность - это болезнь музыки No1. Причем, не только трекерной. Это, вообще, патология всей современной звукоиндустрии.

Если быть откровенным, то близнецами-братьями являются не только такие модули как "Jassana" и "Mosquitale40", но и, к примеру, "Entribow" и "LoookInMyFancy". Все они - дети семплерно-секвенсорной эпохи, дети паттерн-культуры. Сначала, зацикленный паттерн обрастает мелодией. Затем все выстраивается в ряд - фактически, делается то же самое, но уже по временной оси. Музыкант медленно добавляет и удаляет треки - так происходит развитие композиции. Все.

Хорошо, конечно, когда все сделано не из единого блока. Существует, к примеру, структура припев-куплет-бридж. Vibe в этом смысле ушел далеко от структуры одного паттерна. Kuralesa же решает такую проблему своим методом - его музыка не имеет узловых паттернов как таковых. Есть лишь переходы от одного к другому. Знаете, говорят, что человек всегда изменяется. Он не способен оставаться на месте. Либо прогресс, либо регресс. Так и здесь. Музыка всегда куда-то движется. Что-то нарастает, что-то исчезает. Все хитро переплетено - так, что нельзя взять кусок композиции и просто его размножить. По крайней мере, эта музыка так воспринимается.

".....t:rain....." by Leo (29/37)

Если у вас плохо со зрением, то название этой композиции вполне сойдет за небольшой локомотив. Проведя аналогию, можно предположить, что если у вас плохо со слухом, то звучание модуля должно напомнить равномерное движение поезда. Композиция же, на самом деле, очень разнородна по структуре и ближе, конечно, же к опусу Kurales'ы, нежели к модулям Preston'а или Vibe'а. Однако ей, очевидно, не хватает техники.

Вообще, формальная цель фестивалей и конкурсов представляется мне сомнительной - сравнивать великолепные вещи и говорить, что какая-то хуже, совершенно не хочется. С другой стороны, копошение в слабых вещах тоже не доставляет удовольствия. В конце концов, единственное, что необходимо выяснить - к какой категории относится каждый модуль. Увы, эта композиция является объективно слабой. При всей своей необычности, странности и непохожести на прочие модули, композиция теряет все из-за абсолютного отсутствие трекерной техники. Хотя, быть может, если бы не чип-формат, идея Leo нашла бы более адекватную форму.

"777" by fox/Unlimit (17/14)

Что касается конкретных трекерных приемов, то моя нелюбовь к ударным, которые начинают звучать на разных нотах, появилась практически сразу же после знакомства с трекером. Я понимал, что заставить звучать их органично практически невозможно. Fox же совершил фокус - у него такая перкусия звучит сносно, и при том достигается необходимый эффект. Звучание модуля действительно гуляет. Музыка вся в вибрации.

Ощущение звука первично. Человек никогда не говорит: посмотрите как красиво выстроены бегунки спецэффектов, смотрите какие эффекты и цифры он использует! Восприятие музыки начинается со звучания. И если у вас паршивые семплы, то только чудо может спасти ваш модуль. В данном случае чудес, увы, не приключилось. А потому модуль занимает свои заслуженные (17/14).

"sonic&tailz do u!" by TJ technoiZ/cornercut (25/12)

Музыка, которая начинает нравится с первой секунды. Качество семплов, как и у предыдущего модуля, оставляет желать лучшего, однако голосовые вставки "go!go!go!" в ритме смотрятся достаточно свежо. Все прыгает опять же из-за свинга, забытого многими трекерами по непонятной мне причине. Простенький прием переключения скоростей сделал модуль ярче и насыщеннее.

100 кб - это не повод для того, чтобы довольствоваться 8-битными семплами. Бас ужасно шумит! Его, скорее, стоило оставить в 16-битах. Я более чем уверен, что модуль можно было сжать и по другому. К примеру, не использовать drum-loop'ы.

"timelimit 2002" by Igor Chistik (22/34)

Психология многогранна и во многом нелогична. Я бы даже сказал, нелинейна. Эффект от композиции не равен сумме эффектов от всех ее характеристик. Многие семплы у Игоря очень даже не плохи. Основная тема, несмотря на то, что восходит к поп-мотивам, временами впечатляет. Арпеджио чистыми тонами передает напряженность, ощущение нехватки времени. Но вот почему-то все вместе совершенно не клеится и получается то, что я могу выразить лишь цифрами: (22/34).

"the inconceptual one" by TJ technoiZ/cornercut (7/3)

Эти цифры, наверное, тоже что-то выражают. Грамотно используются огибающие, ритм свингует, много интересных эффектов. Модуль - хрестоматийный. Обязательное упражнение для последующих поколений трекеров.

Плохо это или хорошо, когда твою композицию называют упражнением, пусть решает сам автор. Модуль смотрится действительно хорошо, правда, боюсь, что только лишь на фоне "Чипухи2".

"p23" by vibe/cornercut (3/4)

Если вас система двух рейтингов не устраивает и вам хочется какого-нибудь абсолютного результата, можете сложить баллы народного и альтернативного голосования, веря в то, что мнение жюри на столь же весомо, что и мнение прочих слушателей и чипмейкеров. Так вот. По такой оценке этот модуль занимает второе место. После него идут "Jassana" и "the inconceptual one".

"p23" означает всего лишь 23 паттерна и ничего больше. Молодец, Vibe! Так их всех! Музыка для музыканта как хлеб для комбайнера?! А в этом, надо сказать, есть доля правды. Vibe трезво оценивает культуру и вряд ли будет называть свои опусы гипер-мега-концептуальными. Он пишет действительно легкую музыку и при этом занимает призовые места. Это - плохо? Это правильно. В конце концов мы имеем ту музыку, которую заслужили.

"shiny rails" by Rain/SandS (1/6)

А вот и победитель. По народной и по абсолютной оценке. Размеры семплов приближены к ближайшим круглым числам - когда автор следит за такими мелочами, создается впечатление, что человек совершенно погряз в трекерах. Хотя, конечно, это всего лишь стиль.

Сверкающие рельсы прекрасно передают атмосферу человека вот-вот отправившегося в отпуск. Лежишь себе на верхней полке и следишь за играющими бликами на раскаленном железе.

Извращение масс-медиа

Уфф. И это только половина! Скорее всего, я вас немного утомил. Что ж, придется побеседовать о совершенно отвлеченных темах, дабы не сойти с ума от тщательного прослушивания обоих пакетов. Обсуждать каждый модуль, веря в то, что он шедевральный, конечно же, нельзя. И, вообще, я долго не знал как относиться к dedanis'овскому критерию "оценка работы с позиции новизны и внесения вклада в музыкальное искусство". Его смысл абсолютно понятен - компо должно стимулировать развитие новых идей. Но ведь вклад в музыкальное искусство ... да ладно там, хотя бы в трекерную культуру измеряется скорее всего альбомами, личностями или даже группами. Сказать что-то в отношении маленького, зачастую зацикленного чип-отрывка представляется мне делом совершенно невозможным. Однако посмотреть с высоты птичьего полета на оба пакета мы, конечно же, можем.

Музыка, с одной стороны, дело совершенно физическое и приземленное. Подумаешь, колебания давления в упругой среде. Но, с другой стороны, порой ты слышишь нечто и тебе становится безусловно страшно. Или, наоборот, уютно. Такая совершенно беспричинная перемена настроения заставляет нас считать музыку не просто материей, но психоматерией.
Кроме того, музыка бывает социальна. Это - сообщение. Она может быть написана кем-то и для кого-то. В контексте разговоров о трекерной музыке правильнее называть музыку элементом масс-медиа. Никто не пытается разговаривать с кем-то другим. Конкретного получателя как такового нет, а потому мессадж, который содержится в музыке, предназначается всем и никому.
При участии в компо каждый из нас ориентируется на совершенно абстрактного рядового слушателя, которого нет в природе. И почти каждый пытается сделать наиболее успешную в этом понимании музыку.

Если бы мы говорили о массовой культуре, то такое явление вполне приемлимо. Но у нас случай уникальный - слушателей трекерной музыки примерно столько же, сколько и самих музыкантов! А это значит, что предлагаемая музыка есть музыка для композиторов. Получается, что мы взращиваем себя же на собственных же идеалах. Ну а если верить в то, что почти все мы испытываем информационный голод и слушаем лишь трекерные работы, то значит это варение в собственном соку в чистом виде. И судя по прошедшим конкурсам, выйти из этого круга если даже и хочется, то никак не можется. Впрочем, некоторые только приветствуют такое копошение и консерватизм.

Эта тема, однако, выходит за рамки этого обзора, а потому я позволю себе оставить ее в начатом виде и перейти к конкретике, а точнее к экспресс-обзору работ XkCompo.

Некоторые работы XkCompo

dedanis - small and fresh (25)

Устроители конкурсов обменялись модулями. MEXS выставил на "Чипуху2" "NES#1". Dedanis ответил. И ответил достойно. Я вот думал: как правильнее будет:"Small and Fresh" или "Small And Fresh"? Союз разделяет или нет?! Сначала я думал, что это стороны одного и того же объекта (к примеру, этого модуля) - он, вроде бы, и маленький, и свежий. Но потом я пришел к выводу, что это великое противостояние свежего и малого. Так сказать, чиптюнизм v/s свежесть. Если в трекерной культуре появляется что-то новое, обязательно ли оно коснется чиптюнов? И напротив, может быть, только те, кто выжимает трекер на 200% и следит за каждым байтом, могут хоть как-то двигать культуру? Хотя связано ли такое"выжимание" с чиптюном?

После прослушивания пакетов обоих конкурсов становится совершенно ясно: понятие чиптюн ни коим образом не связано с размером. Я, собственно, "AXChip" и написал только для того, чтобы доказать, что размер значения не имеет. Всегда можно написать не чип, в стандартном понимании этого слова. Чиптюн - это ведь звучание, это сама музыка, а не формат, размер, автор.

Свежо? Наверное. Для 10кб действительно неплохо. Хотя если быть знакомым с творчеством Dedanis'a, модуль сразу выдает автора - механистичное начало, квадратная ритм-сетка, цветные нити мелодий. К середине автор исправляется и переливающийся поток начинает действительно двигаться. Впрочем, не без ошибок - мелодия иногда начинает просто выть.

srg - a girl and a sofa (1)

Интересная гармония, немного неуравновешенная мелодия. Мягкие переливы чипового нью-эйджа погружают нас в абсолютно нежное пространство. Ищете нежности? Да-да, эта реклама как раз про это. Впрочем, после многоразового прослушивания становится немного тошно от такой приторной сладости. Но это вовсе не минус. Это неотъемлимое качество подобной музыки. Попробуйте-ка съесть в сухомятку пару плиток шоколода!? И никакая известность и почитаемость кондитерской марки здесь не поможет.

Российские сладости, к примеру, тот же "nice Cluster", устроены куда проще, а потому и на нервы начинают действовать раньше. Нам в этом вопросе стоит поучиться у победителя.

valzi - love, ignorant (31)

Столь же медленный модуль, однако, абсолютно противоположный по настроению. 31 стало магическим числом, обозначающим тяжелую неизлечимую депрессивность автора. В XkCompo это почетное место занимает valzi, представивший на наш суд тяжело дышащую "love, ignorant". Модуль пропитан смертельным дрожанием.

Хотя, судя по рейтингу, инстинкт самосохранения действует у всех исправно и мы старательно обходим тему смерти стороной.

nagz - plans without clue (3)

Более оптимистичная картина обнаруживается в "планах" у nagz'a. Почему то считается, что чиповый саунд - это грязь, шум и пилящие волны. Однако, и в этом формате можно добиться слаженности. Пожалуй, самую сбалансированную музыку, которую по праву можно назвать композицией, написал на этот раз nagz - автор множества (порой сумасшедших) чиптюнов. Такой модуль и не хочется даже разбирать на части - смотреть на семплы и треки. Следует просто расслабиться и погрузиться в предложенную nagz'ом атмосферу.

kendo - catZilla in space (26)

Несмотря на звучание, мы бесспорно проигрываем в вопросе построения своих модулей. Структура некоторых модулей XkCompo богаче. Порой они не сводятся к тупому повторению.

kendo весьма красочно поведал нам о приключениях котЗиллы в космосе. Что ж, кажый имеет право рассказывать сказки, пусть даже и в такой необычной форме.

zabucom - blip vs blop (4)

Блестящий 2-канальный чип. Если использовать xmplay, то нам будут доступны для прослушивания 2 части, зацикленные внутри себя каждая. Впечатляет, хотя и быстро приедается.

zinger - rhino string (21)

Один из самых интересных модулей в пакете. Если говорить о технике, то больше всего в этой композиции привлекает нетрадиционная манера звукоизвлечения - за счет вибрато и играющих портаменто мелодия начинает переливаться совершенно другими красками. Нетрудно провести аналогию с kurales'овскими "статуями". В любом случае, прием интересен и стоит того, чтобы взять его на вооружение.

Хобби и профессионализм

Пора подводить итоги. Chipyxa и XkCompo - это две совершенно разные тусовки и сказать, что какой-то конкурс был лучше, конечно, нельзя. Да и смысла в этом нет.

Общая длительность композиций XkCompo - 52 минуты. Chipyxa2 - 1 час 33 минуты. Фактически мы имеем 3 полноценных музыкальных CD. Но насколько они полноценны в музыкальном плане? Как долго их еще будут слушать и что они после себя оставят? Может, хотя бы в этом масштабе можно ответить на вопрос dedanis'a? Это вклад в музыкальное искусство? И если вклад, то какой у него размер и процентная ставка?!

Нужно отдавать себе отчет в том, что невозможно привить культуре то, что ей чуждо, то, с чем она по своей сути никогда не сталкивалась. Очевидно, что в трекерстве проявляется противоположная крайность: здесь практически реализуется мечта звукоиндустрии, а вовсе не мечты культурологов о расцвете искусства.

Музыка - самый плохой товар. Ведь потребитель его использует ровно тогда, когда слушает, а вовсе не во время покупки. Следовательно, купив один раз хорошую музыку, мы можем потом не платить годами индустрии звука. Один из выходов из этой ситуации состоит в том, что меломан должен покупать "прослушивания", а не носители музыки. Это выглядит по меньшей мере странно и вряд ли может быть реализовано в массах. Есть такие понятие, как мода и стиль, которые тоже призваны стимулировать потребительскую активность слушателей. Но существует еще один вариант, который полностью согласуется с философией потребления - это одноразовая музыка. Музыка для данного момента. Купил, послушал, выбросил, купил новую... Такая музыка всегда новая и одновременно настоль же пустая и однообразная.

Как давно вы переслушивали, к примеру, прошлые bcc и rctc? Не создается ли у вас впечатление, что все мы живем от компо до компо? Конкурс завершается, мы прослушиваем модули, ожидаем результатов, радуемся, слушаем еще раз и начинаем готовиться к другим компо. Затем ситуация повторяется, прошлые результаты, естественно, складываются в архив, либо вовсе удаляются. Наша музыка важна лишь потому, что она в процессе. Она потеряла самостоятельность.

Некоторые объясняют это тем, что музыка - это всего лишь хобби. Но, простите! Кто, по вашему, вкладывает всю свою душу в музыку? Лишь тот, кто занимается этим профессионально и получает за это деньги? И, напротив, получается, что те, для кого музыка - любимое занятие, неминуемо производят некачественный продукт?! Во всем этом есть какая-то доля противоречия. Мне кажется, что правильнее было бы написать, что трекерство - это хобби, но никак не музыка. Сама музыка отодвигается на второй план. Главное здесь - это среда, тусовка. Всегда можно сказать: "Так это же всего лишь трекеры, чего вы хотите??". Но ведь музыка едина. И ни один инструмент, в том числе и трекер, не дает нам право писать какую-то другую музыку, в которой планка стоит гораздо ниже.

Быть может, я немного преувеличиваю. Никто, конечно, не задается целью написать одноразовую музыку. Все это проявляется проще: в банальной безответственности. Мы не выдвигаем никаких требований, никто ничего никому не должен - все делают ту музыку, которая получается - пусть это даже будет зацикленный 30-секундный кусочек. При этом мы умудряемся писать обзоры, хвалить всех, обсуждать. А если кто-то недоволен, нам есть чем ответить в форумах: "Так это же всего лишь трекеры, чего вы хотите??". Увы, такая ситуация всех устраивает и мы остаемся музыкантами, интересными самим себе.

(с) 2004. Сергей Мячин, miarman@mail.ru

Вернуться в раздел

Dreams...
Отправить письмо дизайнеру
к началу страницы
copyright © 1997-2019 t.r.a.c.k.e.r.s
All Rights Reserved